Конфликтуем по закону
Законные способы разрешения трудового спора: это примирительные процедуры, посредничество, трудовой арбитраж и забастовка [9.10]. Трудовое законодательство определяет примирительные процедуры как рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией в которую входят представители администрации и работников предприятия.
Если работодатель уклоняется от участия в примирительных процедурах, то работники имеют право на забастовку. Более того, работники также не в праве отказаться от участия в примирительных процедурах. Ведь отказ о переговоров – это один из способов оказания позиционного давления. Если примирительные процедуры состоялись, но стороны не пришли к соглашению, то можно попытаться разрешить трудовой конфликт с участием трудового посредника.
Какая польза от трудового посредника?
Главная функция посредника - оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога. Как правило, конфликтующим сторонам требуется не терапия – это подход психолога, а достижение взаимовыгодного соглашения.
Посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения. Его участие в рассмотрении коллективного трудового спора должно предоставлять сторонам дополнительные возможности для его урегулирования. Посредник должен быть готов дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.
Посредник должен обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия. Большое значение имеют также его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, снимать напряженность переговорного процесса. Другим совами, трудовой посредник – это медиатор [10,11].