Отличительные черты авторской социальной технологии
1. разделяемые в процессе диалога ресурсы быстро загружаются на видео и др. хостинг для последующего анализа, конструктивной критики непосредственно в течение одного занятия, сессии;
2. экс-территориальный, дистанционный характер сессий диалога, с возможностью. интерактивного взаимодействия как в режиме реального времени, так и асинхронно с помощью форумов, тестов заданий с упором на видео-контент [13];
3. синтез наряду с речью невербального взаимодействия участников диалога без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы; интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения;
4. одновременная передача изображения наряду с обсуждаемой текстовой, графической, звуковой и видео информации участникам диалога;
5. структурированный процесс диалога участников, использование медиативных техник под управлением модератора или медиатора, возможность управления фокусом внимания, поддержки образцов конструктивного взаимодействия, нарративный подход ;
6. возможность работы двух и более со-ведущих (ко-медиаторов), разделяющих единые правила и процедуры взаимодействия;
7. возможность проведения конфиденциальных кокусов и пре-кокусов в режиме реального времени с избранными участниками;
8. акцент на релевантный видео сюжет обсуждаемым вопросам в форуме, задании, тесте. Группировка большого числа видео сюжетов с помощью созданных списков, библиотек, баз данных с возможностью индексирования и поиска по ряду ключей (буквенно — цифровые выражения, даты, математические формулы)
9. возможность проведения «мозговых штурмов» благодаря активной вовлеченности участников, их со-авторству в создании разнообразного контента, как текстового, так и аудио-видео.
10. стимулирование спонтанности и творческого поиска, нахождение наилучших вариантов разрешения проблем, совершенствования профессиональных техник в работ и обучении.
Автор испытал изложенную социальную технологию на практике в сферах:
• Медиация и разрешение международных конфликтов онлайн;
• Заключение сделок;
• В сфере деловых услуг;
• В сфере дистанционного образования и проведения групповых тренингов;
• В сфере международных научных конференций;
• Для организации телемостов с др. городами и странами;
потенциально возможные сферы применения:
• В сфере социальных услуг;
• В сфере оказания государственных услуг и др.
Представим себе, какие социальные сферы получат толчок для развития благодаря рассматриваемой социальной технологии? Данная технология позволяет легко запротоколировать в наглядной для восприятия форме достигнутые договоренности, результаты совещания, трудовое соглашение или результаты аттестации, распоряжения и др. В случае использования электронной подписи или её аналога, произнесенные перед веб-камерой или смартфоном условия соглашения будут иметь силу письменной сделки в силу п. 2. ст. 160 ГК РФ (аналогичные нормы есть в гражданских кодексах др. стран) и станут основанием для возникновения, изменения, прекращения юридических прав и обязанностей, что обеспечивает требуемую временем динамику хозяйственной деятельности, способствует быстрому и неформальному разрешению споров в ряде деловых и социальных сфер.
Интересно отметить, что описанные выше видео-фреймы идеально подходят для уплотнения положительной истории взаимодействия конфликтующих сторон. (Монк и Уинслейд [1]), являясь практическим инструментом для воплощением концепции фрейминга и рефрейминга Грегори Бейтсона [14].
Заметим, что медиацию между разъяренными супругами, преступником и жертвой безопаснее урегулировать не в кабинете с «тревожной кнопкой» и «конспиративными явками», как рекомендует Лиза Паркинсон [15]- семейный медиатор из Англии, а онлайн, когда контрагенты находятся в разных кабинетах и общаются через веб-камеру. Массово распространенный скоростной интернет и большие экраны обеспечивают высокое качество связи и условия для вербального и невербального взаимодействия.