В Тольятти прошел несогласованный митинг сотрудников «АвтоВАЗагрегата», которые более года не получают зарплату. Людей на трассу М5 выгнала крайняя нужда: на предприятии — поставщике «АвтоВАЗа» многие проработали всю жизнь целыми семьями и сейчас остались без средств к существованию. На бирже труда людям предлагают 5 тыс. руб. компенсации, а подходящих вакансий для них подобрать не могут. Как разрешался этот конфликт и почему стороны не прибегли к процедурам урегулирования коллективного трудового спора, как это проиписано в Трудовом кодексе?
Острый социальный конфликт
Сотрудники тольяттинского «АвтоВАЗагрегата» вышли на несанкционированный митинг в понедельник, 29 августа. Утром люди с плакатами собрались на участке трассы М5, что полностью парализовало движение. На такой шаг их толкнула продолжительная задержка выплаты заработной платы: 1,4 тыс. человек, которые работали в «АвтоВАЗагрегате» и его дочерних организациях, не получали ее с лета 2015 года. До начала проблем предприятие считалось одним из желанных работодателей в городе. Почти 30 лет, с 1984 года, «АвтоВАЗагрегат» занимался производством автокомпонентов для «АвтоВАЗа».
Предприятие выпускало, например, кресла, глушители, катализаторы и прочие запчасти, всего около 400 наименований. До 2000 года компания входила в состав «АвтоВАЗа», а после работала уже независимо. В 2014 году у предприятия сменился владелец — Виктор Козлов. Он реструктурировал предприятие, создав несколько «дочек»: «ПошивАвтоВАЗагрегат», «АвтоВАЗагрегаттранс», «АвтоВАЗагрегатпласт» и СП «Эберспехер АвтоВАЗагрегат выхлопные системы». Когда предприятие работало на полную мощность, только в одном «АвтоВАЗагрегате», по словам сотрудников, работало 2,5–2,8 тыс. человек.
Работники «АвтоВАЗагрегата» выйдут на митинг после слов Меркушкина о невыплате зарплат
Самарский губернатор пригрозил «никогда» не выплатить долги рабочим «АвтоВАЗагрегата»
Митинг за долги
«АвтоВАЗагрегат» работал вплоть до мая, в июле 2016 года всех сотрудников перевели на 2/3, а после и вовсе сократили. Многие так и не получили положенных выплат с прошлого года. В итоге рабочие объявили о готовящемся митинге и уже в понедельник перекрыли федеральную трассу М5.
На дорогу с транспарантами вышли около 80 человек, все они скандировали лозунги с призывами выплатить положенную заработную плату.
На записи, которую «Газете.Ru» предоставили участники митинга, видно, что сначала сотрудники полиции пытались утихомирить митингующих и грозили увезти в отделение, но в итоге все закончилось мирно. Участники митинга заявили, что рассчитывали встретить там представителей администрации города, но этого не произошло.
В администрации Тольятти «Газете.Ru» пояснили, что заявка на проведение митинга не была согласована, поскольку организаторы выбрали слишком оживленный участок дороги, что могло бы привести к образованию заторов. Однако признались, что людей можно во многом понять. «Им приходится идти на крайние меры, — сказали в городской администрации. — Когда произошла ситуация с тяжелой экономической ситуацией «АвтоВАЗагрегата», власти оказывали меры соцподдержки и большая часть задолженности выплачена. Губернатор следит за ситуацией».
Как рассказала «Газете.Ru» Надежда Медведева, которая 12 лет проработала на «АвтоВАЗагрегате» и последнее время служила диспетчером, большинство бывших сотрудников оказались на грани нищеты.
Зарплату ей не платили с середины прошлого года, накопилось уже около 100 тыс. руб. Родители, с которыми живет Надежда, на заводе проработали всю жизнь и также попали под сокращение.
«Нам обещали, что в счет долгов предприятие продаст часть оборудования, — рассказала Медведева «Газете.Ru». — Однако на встрече с собственником Козловым в августе оказалось, что все не так просто и сделать это компания не может: оборудование ей не принадлежит и денег нет совсем. Кому-то они смогли выдать какие-то копейки, а кто-то так и сидит без денег. Ситуация очень тяжелая — ведь многие работали на заводе целыми семьями, у них есть дети, кредиты, нужно готовить детей к школе, а денег нет.
На ЖКX тоже денег нет, то одно отключат, то другое, даже если принести им справки о том, что не получаешь зарплату.
Получить которую тоже, кстати, очень трудно. Я сейчас встала на биржу труда, пока не найду работу, буду получать 5,4 тыс. руб. в месяц за вычетом 13%. Родители тоже — до пенсии им пока далеко».
По словам местной жительницы, найти работу в Тольятти и близлежащих городах очень трудно — из-за банкротства других предприятий безработица в регионе растет.
Как в кризис выживает Тольятти
«Из Тольятти нужно бежать либо вкалывать по-московски»
Кризис в России едва ли не сильнее всего ударил по автоотрасли, где на фоне снижения спроса падает производство и, как следствие, зарплаты. Жителям... →
«Устроиться можно куда-то в сферу обслуживания или в торговлю — продавцом, а цены-то у нас московские, — говорит Надежда.
— На заводе получали по-разному, кто 10 тыс. руб., кто 30 тыс. А сейчас подруге-экономисту предлагают работу с зарплатой 7,5 тыс. руб. На это не прожить.
Про губернатора Николая Меркушкина после того, как он сказал, что зарплату мы вообще не увидим, говорить сложно. Частично свои обещания он выполнил. Но тем не менее многие обратились в суд. Мировой суд постановил выплатить нам долги, а приставы говорят, что денег на счетах компании нет. Сейчас пойдем в инстанцию выше».
Бывший рабочий Антон Хартюк несколько лет собирал кресла для Chevrolet Niva и зарплату не получал с зимы 2016 года. Когда накопилось 50 тыс. руб. долга, его сократили, пришлось встать на биржу труда. «Пока работу не нашел — предлагают то дворника, то грузчика, ищу что-то посерьезнее».
Сколько должны рабочим
По данным на 23 августа, в целом было перечислено 156,6 млн руб. на погашение задолженности по зарплате. На выплату зарплаты работникам «АвтоВАЗагрегата» направлено 139,3 млн руб., работникам дочерних организаций — 17,3 млн руб.
На данный момент общая сумма задолженности перед сотрудниками организаций составляет 64 млн руб., 34 млн руб. приходится на долг перед работниками «АвтоВАЗагрегата».
По данным городской администрации, в течение трех месяцев людям предоставлялась адресная помощь в размере 10 тыс. руб. из резервного фонда губернатора Самарской области. Всего таким образом на поддержку работников было направлено 614 выплат на общую сумму 6,14 млн руб.
Напомним, что летом прошлого года прокуратура инициировала возбуждение уголовного дела по ч. 2 ст. 145.1 УК России (полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, из корыстной и иной личной заинтересованности) в отношении гендиректора «АвтоВАЗагрегата» Виктора Козлова и взяла на контроль расследование. Позже в деле появилось еще две статьи — мошенничество в особо крупном размере и уход от уплаты налогов. В интервью местным СМИ Козлов пояснял, что к банкротству «АвтоВАЗагрегат» привело невыполнение контрактных обязательств «АвтоВАЗа» о приобретении основных производственных мощностей предприятия.
Рабочие «АвтоВАЗа» рассказали о суровых буднях на заводе
«Это выживание, а не жизнь»
«Раньше на «АвтоВАЗе» работать было престижно, а сейчас на нас смотрят как на героев шоу «Последний герой», — говорят рабочие... →
Теперь уже бывший президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон сначала заявлял, что сделка была приостановлена из-за невыполнения условий соглашения «АвтоВАЗагрегатом», а позже и вовсе отказался работать с поставщиком, перераспределив заказы между другими поставщиками — «ТПВ Рус» и «Лада Пласт».
В августе 2016 года на встрече с жителями Автозаводского района Тольятти губернатор Самарской области Николай Меркушкин, отвечая на вопрос сотрудницы «ПошивАвтоВАЗагрегата» о сроках погашения задолженности, заявил, что этого может не произойти никогда. В пресс-службе губернатора от скандальных высказываний главы региона открестились и уверили, что фраза была вырвана журналистами из контекста, что могло быть предвыборной провокацией. На той же встрече Меркушкин признался, что незаконно заставил собственников предприятия потратить 160 млн руб. на погашение долгов по зарплате и теперь это грозит ему судебными исками. «Они могли пойти на банкротство и никому зарплату не платить, пока не будет продано имущество», — пояснял Меркушкин.
В понедельник, 29 августа, в Тольятти проходит очередное судебное заседание по делу о банкротстве предприятия ОАО «АвтоВАЗагрегат».
На трассу за зарплатой
Сотрудники «АвтоВАЗагрегата» перекрыли федеральную трассу из-за долгов по зарплате. Итак почему стороны не прибегли к процедурам урегулирования коллективного трудового спора, как это проиписано в Трудовом кодексе? - потому что эти процедуры на практике оказались неэффективными , как и обращение в Прокуратуру (см. ее ответы выше).
Алина Распопова 29.08.2016, 18:31