Говоря о ценностных конфликтах,
следует иметь ввиду, что нейтральная роль посредника подобна искусству пловца на серфинге: он/она должен удерживать равновесие: быть непредубежденным, равно-отдаленным и равно приближенным по отношению к конфликтующим сторонам, активно слушать и обладать аналитическим мышлением, не поддаваться на провокации, уметь идентифицировать недобросовестные («грязные») приемы конфликтующих сторон или «провокаторов». Самое сложное — разобраться, что есть норма? Что приемлемо, а что нет? Когда в конфликте участвуют лица разных национальностей, народов и конфессий, диалог может быть осложнен разным пониманием системы ценностей, культурными установками.
Специалисты считают что такие конфликты станут доминирующими в нашем веке.
Чтобы ситуация не вышла из-под контроля, важно не только выслушать каждого участника конфликта, но и постараться понять его. Отказаться от поспешных и поверхностных суждений: что понимается под словами есть само- собой разумеется? Речь идет об особенностях мировосприятия, культурных установках. Здесь уместны нарративная медиация [6], преобразующая — трансформативная [6]. В поисках возможных вариантов решений помогают восстановительный подход и исторический опыт народов [4].
Литература по исследованию этнических расовых, межнациональных и религиозных конфликтов необычайна широка и разнообразна, изучается историками, политологами, специалистами в сфере международных отношений. Вместе с тем, одного лишь изучения и даже научная работа в перечисленных сферах ещё не являются залогом успешного урегулирования конфликта — для этого нужна практика и еще раз практика. Электронные курсы в онлайн- формате на современной образовательной платформы МУДЛ [7] позволяют практиковаться без отрыва от основной работы на основе кейсов и моделирования конфликтных ситуаций. В процессе обучения также возможно приглашение экспертов — непосредственных участников конфликтов, имеющих опыт их успешного урегулирования.