Процесс институционализации АРС
в России идет по следующим направлениям:
1) совершенствование локального, корпоративного и законодательного регулирования;
2) увеличение числа институционных центров третейского разбирательства (в том числе международного
коммерческого арбитража) и примирительных процедур (включая медиацию);
3) расширение возможностей использования способов АРС после обращения
в государственные суды;
4) рост числа образовательных программ в области АРС и включение их в программы среднего, высшего и дополнительного
профессионального образования, а также формирование соответствующей методической базы и специальной литературы;
5) увеличение числа публикаций, связанных с АРС в СМИ;
6) рост числа обращений к способам АРС, о чем наглядно свидетельствует статистика государственных арбитражных судов по вопросам третейского разбирательства и медиации.
Ведущие центры третейского разбирательства и примирительных процедур страны разрешают/урегулируют по несколько сотен споров/конфликтов в год, постоянно совершенствуют свои процессуальные и организационные документы, используют современные электронные технологии и видеоконференцсвязь в целях минимизации расходов сторон и повышения эффективности разрешения споров или урегулирования правовых конфликтов, регулярно проводят информационные, научно–практические и обучающие мероприятия.
Проблемы
Вместе с тем, существуют проблемы, препятствующие поступательному развитию данных институтов гражданского общества. К их числу следует отнести следующие:
1) возникшее отставание в регулировании института международного коммерческого арбитража после принятия изменений к Типовому закону Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) (2006 г.), что не соответствует международным стандартам арбитрирования и ставит национальные институты третейского разбирательства трансграничных споров в неравное положение с подобными зарубежными институтами;
2) необходимость совершенствования законодательства о третейском разбирательстве, в том числе за счет ликвидации пробелов и противоречий, позволяющих манипулировать правом на создание третейского суда, и необходимости сближения в регулировании институтов третейского разбирательства по внутрироссийским и трансграничным спорам;
3) существование практики государственных судов по вопросам оспаривания и приведения в исполнение решений третейских
судов, реализующей подходы, не соответствующие правовой природе и принципам третейского разбирательства, в том числе закрепленным в законодательстве, например, по вопросам арбитрабильности и так называемой объективной независимости третейского суда;
4) необходимость совершенствования законодательного регулирования примирительных процедур во внесудебном и судебном порядке;
5) необходимость принятия дополнительных мер (программ) государственной поддержки способов АРС;
В России идет реформа третейского разбирательства.
Создано значительное число рабочих групп на самых различных уровнях (предпринимательского и экспертного сообщества, адвокатских объединений, министерств и проч.), которые фактически не взаимодействуют между собой и не ведут конструктивный диалог. Правительством РФ подготовлена и направлена Президенту РФ концепция развития института третейского разбирательства в стране, которая разработана Министерством юстиции России с учетом ряда предложений Министерства экономического развития России, Высшего Арбитражного Суда РФ и представителей юридического
сообщества.
Форум полагает важным дальнейшее совершенствование отечественного законодательства о третейском разбирательстве, международном коммерческом арбитраже, медиации и других примирительных процедурах, Реформирование третейского разбирательства невозможно без активной роли профессионального сообщества при подготовке соответствующих предложений по совершенствованию законодательства. В этой связи считает полезной деятельность Экспертного Совета третейского сообщества, как объединения известных специалистов в области третейского разбирательства, а также деятельность объединений специалистов на уровне делового сообщества страны.
Форум отметил недопустимость снижения достигнутого уровня развития третейского разбирательства в России, о чем, в частности, говорится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 10–П от 26 мая 2011 г. В этой связи полагает необходимым при подготовке предложений по совершенствованию законодательства о третейском разбирательстве и примирительных процедурах учитывать их уникальную правовую природу и базовые принципы институтов АРС (диспозитивность, конфиденциальность и др.).
В борьбе с недобросовестными третейскими судами не должны пострадать добросовестные и успешно работающие
центры третейского разбирательства страны.