Беспредел
Мы создали так называемую карту состояния прав человека по каждому региону. Например, право на бесплатную медицинскую помощь не только сохраняет лидерство в рейтинге наиболее значимых прав (показатель значимости - 78 процентов), но также отмечено опрошенными как самое низко обеспеченное и плохо реализуемое. Данный вопрос наиболее волновал жителей Центрального, Южного и Сибирского федеральных округов. А, к примеру, наибольшее число обращений по жилищным вопросам поступило из Московской области и Краснодарского края. Второй важный индикатор - это количество удовлетворенных жалоб и восстановление нарушенных прав с участием Уполномоченного по правам человека. В 2018 году в Аппарат федерального омбудсмена поступило 38 698 жалоб от граждан и их объединений, из них 1728 (4,47 проц.) - коллективные. Нам удалось восстановить нарушенные права более 184 тысяч людей. Это и вопросы, связанные с выселением из жилья, и прекращение незаконно возбужденных уголовных дел, и освобождение из-под стражи инвалидов, и многие другие.
Еще несколько индикаторов, которые важны для оценки прав человека: уровень коммуникаций между российскими уполномоченными и омбудсменами зарубежных государств, количество посещений общественными комиссиями учреждений пенитенциарной системы, иммунитет неприкосновенности заявителя, интенсивность законотворческой деятельности, доступность правосудия. Что касается последнего, с сожалением приходится констатировать, что сегодня уголовно-процессуальный кодекс позволяет отказать в возбуждении уголовного дела, что означает поставить преграду на пути доступа к правосудию. Человек лишен возможности в условиях состязательности доказывать, что он потерпевший и имеет право на возмещение ущерба. Здесь интересен опыт Украины, Молдовы и других государств, которые отказались от стадии возбуждения уголовного дела и начинают процесс сразу с подачи заявления.
Пока лидирует нарушение права на бесплатную медицинскую помощь
Анализируя опыт зарубежных коллег, мы видим, что нам есть еще над чем поработать. Например, в шведской модели омбудсмен имеет практически такие же права, как прокурор, и может возбудить уголовное дело. Аналогичная система существует в Иране. В Армении омбудсмен реагирует не только на нарушения прав человека со стороны государства, но и частного лица, владеющего, например, медицинским или образовательным учреждением.
Сегодня можно признать, что в России созданы необходимые формальные предпосылки для реализации гражданами своих основных прав. Однако, несмотря на это, нужно констатировать, что существует заметный разрыв между декларированием прав и свобод и их реальным воплощением в жизни. Права и свободы граждан достаточно часто нарушаются, а нередко такие нарушения носят системный характер. При этом меры, предпринимаемые для устранения таких нарушений, зачастую рассогласованы и непоследовательны. Поэтому как никогда остро стоит необходимость разработки национальной стратегии по обеспечению гарантий прав и свобод граждан в РФ. Такая стратегия стала бы "дорожной картой" для государственных структур и общественных организаций.