«Скорострельные» законы
Более скрупулезное отношение к процедуре принятия законов. К нам нередко обращаются депутаты, оспаривающие правомерность внесения нового существенного содержания в текст законопроекта в его втором чтении, а также ускоренный характер процедуры. Пока что не было случаев, чтобы эта проблема "потянула" бы на неконституционность. Однако она заслуживает самого серьезного внимания, поскольку парламентским процедурам следовать почти столь же важно, как и процессу в суде. Очевидно, что такая процедура предполагает отмеренное число парламентских чтений и заметные между ними интервалы.
Повышение роли правового мониторинга как системного единства мониторинга правотворчества и правоприменения в рамках взаимодействия правовой науки и практики. Особое внимание при этом следует уделить обнаружению тех дефектов законодательной техники и тех пробелов в правовом регулировании, которые могут способствовать коррупции. Со своей стороны Конституционный Суд готов принять более активное участие в этой работе.
Посягательство на собственность
Что касается наиболее серьезных "болевых точек" нашей жизни, с которыми законодатель, скорее всего, соприкоснется в ближайшем будущем, то я выделил бы прежде всего проблему правового обеспечения реализации государством своих социальных функций и защиту собственности. Надо понимать, что в глазах общества оба этих вопроса тесно связаны, поскольку на отношение к ним в значительной степени влияет характер проведенной в 90-е годы прошлого века приватизации крупных объектов государственной собственности.
Мы знаем, что президент РФ и в целом руководство страны придают проблеме выполнения социальных обязательств государства исключительно важное значение. КС с самого начала своей деятельности видел свою задачу в защите социально-экономических прав граждан прежде всего тех слоев населения, которые оказались в непростой жизненной ситуации по итогам приватизации нашего общего социалистического наследства. Под защитой таких прав Суд понимает не государственную благотворительность, продиктованную соображениями политического или морального характера, а реализацию социальным государством своей обязанности обеспечивать путем соответствующих компенсационных механизмов наиболее слабым членам общества равенство стартовых возможностей в реализации гражданами своих основных прав и свобод.
Социальное государство? - живите по средствам!
Однако мы понимаем и то, что в нынешних условиях возможности государства по выполнению своих социальных функций существенно сужаются. В этой связи я хотел бы обратить внимание законодателя на то, что содержание закрепленного в ст. 7 Конституции РФ понятия "социальное государство" раскрыто в других статьях таким образом, который отнюдь не обязывает государство удовлетворять жизненные потребности каждого человека. Так, например, право на социальное обеспечение, предусмотренное ч.1 ст. 39, предназначено для тех, кто болен и стар, утратил кормильца или стал инвалидом, воспитывает детей и т.д.
Все остальные случаи могут быть установлены законом, а могут и не быть установлены. Более того, уже действующие социальные права трудоспособных граждан могут быть ограничены законом в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционных ценностей общего блага. Правда в этом случае, как я уже говорил, законодатель должен гарантировать принцип разумной стабильности правового регулирования, по возможности избегать обратного действия таких законов и давать людям возможность заранее адаптироваться к предстоящим изменениям.
При этом важно иметь в виду, что в современной России степень реализации социальных прав граждан тесно связана с сохранением социального мира и политической стабильности общества, без чего невозможно гарантировать ни ценности общего блага, ни права и свободы человека. Но я думаю, что этот аспект проблемы законодательный корпус понимает лучше, чем кто-либо.