"Кривые" законы и судебная волокита
Немало обращений в КС обусловлено элементарными дефектами законодательной техники, подрывающими принцип правовой определенности. Не буду приводить примеры - их очень много. Как показывает опыт, даже мелкие, на первый взгляд, технические погрешности порождают грубые нарушения прав и свобод. В ряде случаев подобные дефекты являются фактором коррупциогенности.
Помимо указанных законодательных проблем системного характера я считаю необходимым очень кратко остановиться на некоторых отдельных проблемах, по которым поступает особенно большой поток обращений в КС и в ЕСПЧ. Это вопросы, связанные:
- с необходимостью унификации порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях всеми судами в условиях строгого соблюдения требования статей 19, 120, 123 (ч. 3) Конституции РФ.
- с компенсацией за нарушение права на судебную защиту. Здесь необходимо совершенствовать ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок". Установленные процедуры присуждения соответствующих компенсаций на практике оказались не вполне эффективными и в настоящее время вопрос о создании адекватного средства правовой защиты поставлен перед нами ЕСПЧ (дело "Герасимов и другие против Российской Федерации").
- с обеспечением прав личности в деятельности по пресечению незаконного оборота наркотиков. Здесь особенно актуальным является вопрос о законодательном определении понятия "провокация преступления".
- с совершенствованием мер пресечения и условий содержания под стражей. Очевидно, что нам надо уходить от избыточного применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Здесь можно, думаю, вспомнить отечественный опыт использования такой меры, как передача под надзор полиции (п.2 ст.416 УУС 1864 г.), которая могла бы занять промежуточное место между домашним арестом и подпиской о невыезде. Надзор полиции может подразумевать гибкую систему ограничений, соответствующих наказанию в виде ограничения свободы (например, запрет выезда из населенного пункта, изменение места жительства, обязанность периодически являться для отметки в орган полиции и т.д.). Можно было бы возродить и так называемое "отобрание вида на жительство" (п.1 ст. 416 Устава УУС 1864 г.). Ныне это равнялось бы изъятию заграничного паспорта гражданина РФ, или паспорта для иностранного гражданина.