Электронные технологии в обучении
Хотя закон «О медиации» Республики Казахстан не содержит прямого указания на используемые техники и стили медиации, из программы подготовки медиаторов, утв. Постановлением Правительства РК № 770 следует, что предпочтение отдается подходу основанному на интересах конфликтующих сторон, поиска объективной истины (участие эксперта) и ориентации конфликтующих на заключение соглашения.
Такой подход соответствует хорошо известной фазовой / поэтапной модели медиации, основанной на интересах interesed based с целью заключения соглашения для решения проблемы problem solving. С учетом широты охвата сфер медиации, такой подход не работает в случае уголовных, семейных, школьных, родственных, межэтнических конфликтов. степени присущ индивидуализм, как в современном Западном мире. По нашему мнению, слишком «рационализированный» и «холодный» подход в медиации менее приемлем в Казахстане, чем нарративный подход, допускающий уважительное отношение к оппоненту.
уважительное отношение к оппоненту
Вместо поиска «объективной истины» на практике допустимы разные «версии» истории конфликта — у каждой стороны «своя правда». Представляется, что упрощение сложных социальных отношений «к торгу» неприемлемо в условиях многонационального общества с его самобытно культурой и историей. Интересы сторон спора могут быть обусловлены социальными причинами, а также являются результатом воспитания, установок, культуры.
Медиатор, придерживающийся нарративного подхода, помогает сторонам разобраться с запутанной ситуацией, рассматривая конфликт как самостоятельную сущность. Таким образом, происходит экстерналиция — вынесение проблемы за пределы индивидов и рассмотрение конфликта самого по себе.
Международный образовательный консорциум
В рамках международного образовательного консорциума выпускникам курсов медиации была оформлена бесплатная полугодовая подписка на электронный курс медиации на учебном сайте 2adr.ru. Заметим, что электронное образование - это организация образовательного процесса с применением информационно телекоммуникационных сетей обеспечивающих передачу по линиям связи образовательного контента, взаимодействие участников образовательного процесса путем видео конференц-связи, а также использование баз данных с учебным контентом.
Кроме того, в рамках образовательного консорциума будут обсуждаться проекты межународной студенческой мобильности, интерес к которой проявили Новосибирский государственный технический университет и Костанайский государственный университет.
В заключение заметим, что именно благодаря медиации, противоборствующие стороны становятся союзниками, которые сообща работают над проблемой. Недаром говорится, что проблема не в людях, а в самой проблеме.
Благодарности
Авторы благодарят Костанайский государственный университет им А. Байтурсынова за предоставленные технические и организационный возможности в подготовке и проведении мероприятия.
Авторы
Марат Авдыев, директор НП Сибирсктй Центр конфликтологии
Куралай Ахмединова, директор Фемида, прееподаватель Костанайского государственного университета им А. Байтурсынова