Собирание различных конструкций реальности
В конце концов, посредник в конфликтах собирает воедино конструкцию действительности между спорящими сторонами, что, если бывает не полной картиной (что реже), в конечном итоге, предстает порывистым. Это может быть особенно сложным через культурные и этические различия. Художники аналогично интегрируют различные конструкции реальности. В то время как иногда полезно говорить об этом собирании воедино, видение того, как такая интеграция может происходить особенно важно. Дин Ле, вьетнамский художник, который вырос в маленькой деревне неподалеку от Камбоджийской границы, приехал в США со своей матерью и семью братьями и сестрами в 1978 г. Живя и в США, и во Вьетнаме, культурная двойственность стала для него жизненным кредо. Его работа отражает смазывание линий между фактом и вымыслом, не только среди культур, но и между исторической вьетнамской войной, которую он испытал на себе, и версией, навязанной Голливудом. В особо резкой серии работ, озаглавленной ‘Рожденный четвертого июля' (2000) он заимствовал семейную технику тканого искусства на траве, настоящую землю и соткал картину вьетнамского ветерана, парализованного в кресле-каталке, сыгранного
Томом Крузом в классическом фильме Оливера Стоуна ‘Рожденный четвертого июля' с фотографией, сделанной Джеймсом Оттом, на которой изображена реальная девочка, которая была подожжена, бежала по дороге и кричала в агонии. Каждое фото надуто, разрезано на полоски, а затем две сотканы вместе в нечеткую заводскую картину. Этот элегантный процесс фото-конструирования создает работу красоты в то же самое время утверждает методическую жестокость, лежащую внутри.
, когда вы не исследуете проблему
Рассмотрение конфликта через художественное выражение по определению является применением многостороннего мышления. Между просто очищением чьего-либо мнения или соответствующим обдумыванием, которые являются ценными упражнениями, искусство требует от нас эффективного прислушивания к нашим чувствам. Как подход к тренировке, искусство позволяет одновременно опытному, профессиональному посреднику и новичку отточить свою возможность изучить не только то, что было ими увидено, оговорено или лежит на поверхности, но и то, что не было сказано или увидено. Посмотрите, как простое визуальное изображение на куске холста может развить чувство отвращения, удовольствия, боли, гнева или вообще никакого чувства, которое бы обнаруживалось в нем. Ценность картины не обязательно находится в каких-либо границах. Она всегда должна быть рассмотрена в контексте времени и места.
Многие люди рассматривают изобразительное искусство как нечто немногим большее декораций, призванных закрыть собой пустое пространство стены. Некоторые художники, таким образом, обслуживают этот рынок и пишут картины комфортных, приятных и мирных сцен. Подобно им, некоторые медиаторы ограничивают себя на ‘приятных' конфликтах, которые могут быть разрешены через приглашение людей к совместному ‘круглому столу' в атмосфере мира и хороших намерений. Хотелось бы, чтобы так все и было, однако это было бы слишком просто. Величайшее искусство часто состоит в разрешении сложных и тревожных конфликтов, а величайшее посредничество - в том, чтобы быть в центре их. И художники, и посредники в конфликтах должны быть осведомленными и уметь рассматривать насущный вопрос с различных уровней. Оба они полагаются на возможность чувствовать нюансы, тонкости и неоднозначность дела, и оба они должны развивать внутреннюю чувствительность и говорить на понятном, истинном языке. Любой переговорщик, посредник или управленец конфликтами может многому научиться у художественного видения конфликта. Их внутренние реакции на конфликт, непрерываемые анализом и представленные визуально, дают богатую почву для того, чтобы посредники в конфликтах проникали и учились думать в различных перспективах. Богатейшие возможности для наиболее творческого выбора пути разрешения конфликта часто лежат в наименее ожидаемых местах.
Автор Роберт Бенжамин
Перевод Виктории Васильевой
Роберт Д. Бенжамин имеет ученую степень доктора социальных наук, член The Straus Institute for Conflict Resolution, Pepperdine University School of Law Практикующий медиатор и консультант в сфере конфликт-менеджмента с 1979 года, проводит тренинги и семинары как внутри страны, так и за рубежом. Редактор он лайн публикаций и серии изданий для видео проектов: ‘Медиация, взгляд с позиции шторма', автор серии статей и книг: Управление естественной энергией конфликта, партнер Bean, a Soft Coated Wheaten Terrier.
* * *