Читая доклад Джузеппе Пало "О перезагрузке медиации", Европейский опыт, легко увидеть параллели с Россией: развитие программ медиации успешны там где есть мощная поддержка. Развитие медиации в России будет осуществляться в комплексе с услугами по правозащитной деятельности в социальных сферах: защита права на труд, семейных прав, экономических прав, прав на социальное обеспечение, на благоприятную окружающую среду, на судебную защиту. Здесь есть огромный, неудовлетворенный и платежеспособный спрос.
Мощный поток жалоб и заявлений
Напомним, что социальное право - это комплексная отрасль права, которая является системой норм, регулирующих общественные отношения. Социальные права и свободы - это права и свободы, призванные обеспечивать социальные потребности человека и общественную безопасность общества в целом. Обычно к таким правам относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и благоприятную окружающую среду, особые права детей и права инвалидов.
В России нарушение социальных прав граждан происходит, увы, достаточно часто, и можно говорить о складывающейся социальной практике вопреки закрепленным в Конституции и Федеральных законах нормам.
Для иллюстрации обратимся к докладу Уполномоченного по правам человека РФ по итогам 2013 : «Распределение жалоб на нарушения прав по категориям сопоставимо с показателями предыдущего года. Более половины жалоб (59,1% от их общего количества) было посвящено нарушению личных (гражданских) прав и свобод. В этой группе по сравнению с 2012 годом - на 4,9% - увеличилась доля жалоб, связанных с нарушениями права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, составив 72,0%1»
В условиях когда социальная практика складывается вопреки прописанной норме, бюджет правозащитной деятельности может оказаться «неподъемным» для рядового гражданина. Выход из замкнутого круга состоит в том, чтобы отыскать тех «пионеров», среди «друзей по несчастью», которые преодолели сложные барьеры на пути защиты своих прав.
Как организовать правозащитный бизнес?
Инновационные подходы
Благодаря консолидации проблем целевой социальной группы, обучению персонала и электронной системе управления, возможно оказание массовых качественных, но одновременно персонализированных услуг по аналогии с гибким, настраиваемым производством. Тех же высокооплачиваемых экспертов целевая группа может привлечь консолидировав свои усилия, что вызовет экономию за счет эффекта масштаба. Оказание услуг может предусматривать:
- оценку конфликтной ситуации и предварительное консультирование,
- помощь в составлении обращений запросов и жалоб,
- обжалование действий / бездействия должностных лиц и госорганов,
- представительство интересов в судах и государственных органах,
- а также медиацию в тех случаях, когда имеется добрая воля сторон спора к началу примирительных процедур или когда медиация по данным категориям споров является обязательной.
Ценообразование услуг
должно быть поставлено в зависимости от платежеспособности обратившихся субъектов, которая выясняется еще на стадии интервьюирования. Правозащитная деятельность может рассматриваться как услуга класса люкс на стадии, когда есть норма, но отсутствует социальная практика. Например взыскание компенсации из Казны за неправомерные действия органов милиции, конфисковавших товар под предлогом борьбы с контрабандой и «утративших» конфискованный товар — на деле товар был передан по хорошо отлаженной цепочке реализации конфиската от госорганов к аффилированных с ними структурам. На начальной стадии отсутствует прецедент, хотя есть прописанная норма.
Не юристы а конфликтологи
Юридическое содержание всех перечисленных проектов составило лишь 10%, при этом на 90% услуги представляли собой социальные и информационные технологии. В большинстве перечисленных кейсов удалось достичь тиражирование успешного опыта благодаря социальной интеграции и солидарности. Государственной поддержки указанных проектов не было.
Почему это имеет спрос?
Заключение договора ЕАЭС, стремительные изменения в глобальном мире ставят перед Россией новые вызовы, при которых более востребованы позитивистские подходы,ориентированные на человека1. Отсутствие опыта у правозащитников-консультантов можно быстро восполнить за счет современных групповых технологий обучения и тренингов. Государственное финансирование будет способствовать тиражированию опыта и решению острых социальных проблем, в ряде сфер, так или иначе, связанных с нарушением базовых прав граждан: на жилище, на образование, на охрану труда и здоровья, на материнство, на благоприятную окружающую среду.
Изложенный выше подход направлен на создание рентабельного и социально ответственного бизнеса, направленные на укрепление социального капитала: уровня доверия в обществе, отлаженную работу госорганов и участию граждан в социальной работе, направленной на защиту нарушенных прав.
Предлагаемый подход в защите нарушенных прав заставляет его величество Закон работать в полной мере в интересах конкретной социальной группы благодаря интеграции и консолидации усилий многих субъектов для решения поставленной задачи.
Хотя перечисленные сферы находятся в ведении и других органов (в частности, прокуратуры, Роспотребнадзора, судебной системы), практика показывает их недостаточно эффективную работу. Возможно, это связано с излишним бюрократизмом, низкой мотивацией сотрудников и иной расстановкой приоритетов в их работе, либо объясняется слабым межведомственным взаимодействием (как, например, Пенсионный фонд РФ вместо того, чтобы получить данные от других ведомств для исчисления пенсионных надбавок возлагает эту обязанность на работодателя * .
----------------
* ФЗ от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" с изменениями внесенными ФЗ от 19 июля 2007 г. N 140-ФЗ
Как это работает на практике?
Проиллюстрируем работу новых подходов на примерах из практики.
Пример 1: «дорогие дороги».
Хотя плата за вред, причиняемый дорогам, предусмотрена законами федерального5 и местного уровней, корень проблемы в неудовлетворительном ремонте и содержании трасс федерального значения.
Проблема: введение «оброка» на перемещение крупнотоннажных автомобилей по дорогам плохого качества.
Группа: водители самосвалов, седельных тягачей, прицепов, масса груза которых или нагрузка на ось превысили нормативную (такие нормативы вводятся в осенне-весеннюю распутицу с целью защиты дорог Правительством РФ и дублируются на местном уровне).
Томская область «отличилась» непомерными сборами за небольшое превышение массы большегрузами. В качестве разумной меры можно было бы сослаться на объективный критерий — размер административного штрафа, который согласно п. 5 ст. 12 21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ составляет 2000—2500 руб. Однако с водителей взимались по 20—25 тыс. руб. по расчетной формуле причинения вреда, зависящей от тонн груза и километража дорог.
Итак, согласно протоколу взвешивания и расчетам с помощью несложной программы вред, нанесенный машиной водителя Максима, был оценен в 20 тыс. руб. (если бы так же просто и автоматизированно ремонтировались дороги!).
Решение проблемы нашлось с помощью контент-анализа (изучения опыта «друзей по несчастью» через Интернет и картотеку судебных дел. В результате были выделены подгруппы, как успешно защитившие свои права, так и неуспешно. Решения судов первой подгруппы легли в основу жалоб на досудебном этапе). Оказавшийся в аналогичной ситуации водитель Петр истратил на судебные тяжбы больше, чем сумма выписанного «оброка», но добился торжества «духа закона», а не только его буквы. Он нашел слабое звено в работе департамента — оказалось, что тот не вправе собирать плату за возмещение вреда в пользу иного лица6.
Поскольку право на получение платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством при движении по проблемному участку дороги, принадлежит иной организации, департамент не является заинтересованным лицом, право которого нарушено. Закрепленный законодательством объем прав учреждения относительно взыскания платы в счет возмещения вреда не включает право на возмещение вреда дорогам. Данная позиция подкреплена судебными актами7.
Кроме того, Максим предупредил департамент о готовности предпринять массовые обращения в прокуратуру и СМИ с требованием о возврате также другим водителям тяжеловесных транспортных средств незаконно полученных департаментом платежей; проводить мониторинг данного процесса и содействие в защите нарушенных прав водителей. Таким образом, проявляя социальную солидарность, водители большегрузов защищают права целой группы — самозанятых лиц, а также представителей малого бизнеса, который испытывает на себе всю тяжесть «неуклюжего» администрирования, не соответствующего реалиям XXI в.
---------------
Ссылки
5 Статьи 5, 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
6. Пункт 3 постановления администрации Томской области от 15.02.2010 № 50а «О размере вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области» гласит: «Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда производится ОГУ "Управление автомобильных дорог Томской области"».
7. См., в частности, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу А45-11691/2011.
Пример 2: налоговая недоимка образовательных учреждений.
Как правило, она составляла полторы-две годовых выручки и особенно сильно ударяла по учреждениям начального и среднего образования в регионах, где бюджетное финансирование задерживалось.
Группа: образовательные учреждения Новосибирской области начального и среднего образования (на момент начала проекта вузы могли позволить себе более консервативные подходы в уплате штрафов и пеней, в то время как учреждения начального и среднего образования не могли отыскать решения в рамках действовавшего нормативного регулирования).
Решение проблемы: через арбитражный суд был создан прецедент освобождения образовательного учреждения от налога на пользователей автодорог согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Опираясь на коммуникации внутри группы, консультантам удалось в судебном порядке освободить от налогов десятки образовательных учреждений.
Здесь также помог контент-анализ. Например, в ответ на аргумент налоговиков о том, что Закон об образовании не является налоговым и поэтому в данном споре играет второстепенную роль, были найдены около десяти «неналоговых» законов, которые, тем не менее, вводили те или иные налоги. Вывод: граница между налоговым и неналоговым законодательством проходит по статьям и абзацам ряда различных законов. Тиражирование опыта произошло силами директоров образовательных учреждений, которые стали обмениваться исками и решениями судов по схожим проблемам. Работа над данным проектом велась в 1997—1999 гг. Затем вступили в силу главы Налогового кодекса РФ, части II,урегулировавшие коллизию. Тем не менее, белых пятен в других социальных сферах остается много.
Пример 3: потребительский кредит на ростовщических условиях
с нарушением Федерального закона от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Группа: представители малого или семейного бизнеса, лица с невысокими доходами.
Решение: возврат основной суммы долга и отказ от кредитного договора по основаниям, указанным в Законе о защите прав потребителей; разрешение конфликта на досудебной стадии. Как показывает практика, многие банки, а тем более микрофинансовые организации, не готовы создавать судебный прецедент в условиях грамотной защиты заемщика, вернувшего им основную сумму долга, — слишком много аргументов в не пользу кредитного учреждения.
Было также решено создать и разместить в Интернете мультфильм, в доступной форме разъясняющий, как взыскать страховую премию за навязывание страховки по спекулятивной цене в нагрузку к кредиту.
Подгруппы: подростки (возраст не имеет значения — решение принимают за них родители); авантюристы (в долгах как в шелках); предприниматели, кредитующие свой бизнес на ростовщических условиях; граждане, чья недоимка образовалась в процессе развода; обманутые клиенты кредитных брокеров.
Острые социальные проблемы - наши возможности
Воспринимая социальную проблему в терминах рыночной конъюнктуры, некоторые агентства и частные лица предлагают реструктуризацию кредитов (кредитный брокеридж), однако в отсутствии четкого правого поля зачастую они только усугубляют состояние должников, стимулируя их обращаться к современным ростовщикам, предлагающим краткосрочные ссуды под 700—1000% годовых.
Банковское сообщество выступило с резкой критикой деятельности таких организаций (Микрофинансам объявили отставку // Владислав Новыйм Владимир Лавицкий Газета Коммерсант # 26 от 14.02.2012 стр. 1 ). Между тем, Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» не содержит верхней границы приемлемой ставки выдачи ссуд. Одновременно судебная практика складывается в пользу снижения ставки кредита (займа) до значения, равного ставке Центробанка РФ.
Пример 4. Аналогичная проблема — защита от самосуда
путем инициирования банкротства граждан. Это частный случай предыдущей проблемы, но более острый. Проблема несостоятельности граждан в России хорошо известна. При этом по всем экономическим критериям и юридическим признакам, применяемым к индивидуальными предпринимателям, граждане могут быть банкротами и нуждаться в программах защиты от кредиторов, однако в силу затянувшегося на десятилетие обсуждения в Госдуме РФ закона о реабилитационных процедурах в отношении несостоятельных физических лиц, последние фактически поражены в правах, испытывая чрезмерный прессинг со стороны коллекторских агентств и банков, осуществляющих самосуд на должниками и эксплуатирующих их низкую финансовую культуру и юридическую неосведомленность. Самосудом можно назвать действия банка (коллектора), которые он осуществляет от имени закона, судьи и пристава в одном лице. Чего только стоят «профилактические» визиты домой с целью описи имущества!
обратите внимание
Реализация права на судебную защиту сопряжена с немалыми трудностями в силу специфических правил, профессиональной лексики (на практике это означает ощутимый имущественный ценз в виде расходов на представителя), а также затягивания сроков рассмотрения дел в ряде судебных инстанций. Если, к примеру, 20 кредитов (микрозаймов) умножить на 20 судебных заседаний — это работа для целого юридического отдела! Теоретически ее может выполнить и рядовой гражданин — если распродаст все имущество, а хождение по судам сделает смыслом жизни.
В этой связи снижение ставки кредита (займа) до экономически обоснованных значений возможно лишь для тех граждан, кто активно защищает нарушенные права. В результате право начинает работать селективно: соблюдается в отношении обеспеченных классов, представленных преимущественно крупным бизнесом и состоятельными лицами и, как правило, не действует в отношении малоимущих классов, включая малый бизнес.
Решение проблемы: одновременное судебное расторжение договоров с банками и микрофинансовыми организациями по мотивам содержащихся в них дискриминационных условий, нарушающих права потребителя, — например, право на получение информации до заключения договора, право потребительского выбора, нарушение очередности взыскания штрафа до погашения основной суммы долга, возврат страховых премий, уплаченных в «дружеские страховые компании» по спекулятивной цене и т.д.8
Тактические шаги подсказали участники целевой группы — например, подача иска о разделе имущества разводящихся супругов. Например, муж оспаривает долги жены, и наоборот. Оба готовы заключить мировое соглашение или утверждаемый в качестве такового брачный договор. К возражающим на это банкам или иным кредиторам можно подать встречный иск, потребовав возврата излишне уплаченных денег. Интересно отметить, что самая последняя статья Гражданского процессуального кодекса ст. 446, содержит запрет на обращение взыскания на единственное жилье гражданина. Тот же нормативный акт позволяет взыскивать не более половины ежемесячных доходов. На практике, однако, кредиторы требуют направления всех доходов на погашение кредитов, провоцируя взять микрозайм на кабальных условиях.
Как следует из смысла ФЗ от 26.12.2002 № 127-ФЗ, план реструктуризации составляется не более чем на пять лет. Долги, которые не могут быть возвращены за этот срок, следует списать. На период споров все кредиты следует привести к единому знаменателю, очистив от незаконных штрафов, пеней и ставок, превышающих ставки Центробанка РФ. Таков смысл закона, распространяющегося на индивидуальных предпринимателей и организаций и уже 10 лет (!) находящегося на стадии дискуссий и обсуждений в отношении граждан. Налицо социальная, а не только юридическая проблема.
По большому счету, суд не может отказать разводящимся супругам в праве на судебную защиту, равно как и в праве восстановить брак. Такой способ решения проблемы тоже непрост, но бюджет судебных издержек сокращается в 10—20 раз.
Граждане и предприниматели, попавшие в долговую яму и испытавшие прессинг со стороны коллекторов, готовы совершить многочасовое турне в другой конец города, чтобы решить проблему (вот где востребованы технологии видеоконференцсвязи). Таким образом, правозащитник-консультант получает уникальное преимущество оказываемой услуги именно в тех вопросах, где не существует ответов с позиции законодательства.
Можно также утверждать, что государственные органы зачастую безнаказанно нарушают права малого бизнеса, опираясь на постоянно меняющееся нормативное регулирование и сложность защиты нарушенных прав. Общее количество жалоб на нарушение экономических прав и свобод в 2013 г. снизилось на 1,9%, составив 10,8%. В указанной категории на 2,6% возросла доля обращений граждан по вопросам нарушений права собственности на имущество. Также на 3,5% увеличилась доля жалоб, касающихся нарушений права на свободу экономической деятельности.
См. статью Правозащитный бизнес с человеческим лицом.