Качественные и количественны показатели оценки
Данные показатели могут представлять интересы для нахождения управленческих решений в ходе конфликтной ситуации. На практике, представляется разумным выбрать 2-3 ключевых показателя для мониторинга конфликта, его управления и прогнозирования. Выборе зависит от конкретной конфликтной ситуации, используемых подходов профессионального посредника, его личного опыта и предпочтений. Обсуждение ключевых показателей конфликтной ситуации показателей со стороной / сторонами конфликта является хорошим стимулом к нахождению конструктивного варианта урегулирования конфликта.
Показатель |
Что определяет? |
Цена конфликта |
Позволяет принять управленческое признаку деструктивный / конструктивный. Также используется для сравнения вариантов разрешения конфликта. |
Цена выходы из конфликта |
Позволяет принять управленческое решение относительно продолжения конфликта. |
Прибыль / убытки |
Финансовый показатель, равный сумме реального ущерба и упущенной выгоды. Обычно оценивается приблизительно самими конфликтующими сторонами в ходе конфликта. |
Кол-во вовлеченных лиц в конфликт |
Дает представление о влиянии конфликта на текущую деятельность организации. |
Кол-во потерянных человеко-часов |
Суммирование по кол-ву лиц, вовлеченных в конфликт умножить на количество часов, отвлекаемых от основной работы. Позволяет принять управленческое решение по признаку деструктивный / конструктивный. |
Кол-во дней нетрудоспособности и выплат по листам нетрудоспособности |
Дает представление о влиянии конфликта на персонал организации. |
Кол-во увольнений в период или после конфликта |
Дает представление о деструктивном влиянии конфликта на персонал организации. |
Судебные издержки |
В случае принятия решения о передаче спора в суд оценивается приблизительно конфликтолгом или самими конфликтующими сторонами. |
Кол-во исков |
Дает представление о цене конфликта, расходах по его администрированию и потере управляемости в результате сложности и возможных судебных ошибок. |
Кол-во судебных заседаний |
Характеризует трудозатраты специалистов, вовлеченных в конфликт. |
Кол-во оферт |
В случае преддоговорного спора учет вариантов оферт с версиями договоров дает представление о затратах, связанных с заключением сделки или подготовкой конкурсной документации. |
Длительность преддоговорного спора/претензионного урегулирования спора (недель) |
Показатель используется для прогнозирования возможности заключения сделки (внесудебного мирового соглашения). |
Качественные показатели оценки конфликтной ситуации
Специалисты по финансам и производству отдают приоритет качественным показателям в сравнении с количественными.
Показатель |
Что определяет? |
Субъекты, вовлеченные в конфликт |
Кто конфликтует и их роли? Иные участники конфликта, с которыми возможна коалиция или которые способны повлиять на его эволюцию. Личностные особенности лиц, вовлеченных в конфликт, помогают выработать наилучшую тактику его разрешения, спрогнозировать поведение сторон конфликта. |
Предмет конфликта |
Точное определение предмета конфликта, зоны жизненных интересов, мотивов и позиций необходимо для разработки альтернативных вариантов решений, определения объективных критериев и выбора методов и способов урегулирования. |
Арсенал методов сторон |
Арсенал методов сторон, приемлемых для урегулирования конфликта согласуется с конфликтующими. Например, конфликтующие могут принять на себя обязательства воздержаться от судебных процедур (возбуждения уголовных дел, угроз). Арсенал используемых методов нужен для понимания требований к специалисту - нейтральному посреднику для примирительных процедур. |
Результат |
Точное описание результата необходимо для сравнения поставленных целей и задач и тем, что достигнуто в ходе урегулирования. Отражает степень удовлетворения конфликтующих услугами посредника. |
Продолжение сотрудничества |
Логический показатель. Ответ "Да" как правило, свидетельствует о конструктивном способе разрешения конфликта или кооперации в рамках достигнутого договора. |
Внесудебное разрешение |
Логический показатель. Ответ "Да" означает, что сторонам удалось достичь соглашения на внесудебной стадии. |
Наличие недобросовестных приемов |
Логический показатель. Ответ "Да" означает, что одна либо несколько сторон использовали недобросовестные приемы для разрешения конфликта, что обычно приводит к его обострению. |
Продолжительность конфликта |
Длительность преддоговорных споров, сотрудничества по заключенной сделке или конфликта косвенно характеризует сложность конфликта. |
Банкротство, ликвидация, уход с рынка |
Численный показатель, показывающий, сколько конфликтантов в ходе конфликта или по его завершении прекратили свою деятельность на конкретном рынке или были ликвидированы в целом. |
Деструкт. / Конструкт. |
Бальная оценка деструктивный или конструктивный вариант урегулирования конфликта. Общая оценка результата урегулирования конфликта, который удалось достичь. Она принимает во внимание продолжение /прекращение отношений конфликтующих, продолжение их экономической деятельности на рынке, цену конфликта, арсенал использованных методов и др. Балы меняются по шкале из пяти значений: Уверенно конструктивный, Скорее конструктивный, Оценка затруднительна, Скорее деструктивный, Уверенно деструктивный. |