Ежегодно в России рассматриваются десятки миллионов административных дел: налоговые правонарушения, административные в области дорожного движения, нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о государственных закупках и др. Шансы защитить права лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, невелики. Но они возрастают, если следовать этим советам.
С какими проблемами могут столкнуться граждане и юридические лица, если им придется защищать свои права в административных спорах? Как раз об этом мы сегодня и поговорим.
Секреты защиты прав
Давайте чисто условно, в прядке научного эксперимента, будем рассматривать проверяющих, как корпорацию, преследующую собственные интересы и работающую по законам преступного мира. Проверяемый субъект может пойти по пути уступок, образования коалиций и соглашений, но скорее всего, этот путь слишком дорог и небезопасен с позиции антикоррупционных инициатив.
Другой метод состоит в том, чтобы найти изъяны в работе проверяющих: нарушение правил и процедур и максимально энергично предпринять контр-действия. Например, в ходе процедур инспекторы пользовались орг. техническим оборудованием проверяемой организации и вставляли переносной носитель с данными в usb разъем компьютеров организации малого бизнеса. Как это расценить? - Как встречное предоставление услуг и нарушение режима работы с персональными данными. Бросили черновики протокола об административных правонарушениях в мусорную корзину? - следует их извлечь и предъявить в ходе переговоров руководителю проверяющих в доказательство грубейших нарушений работы с конфиденциальной информацией / персональными данными. Отсутствуют свидетели и понятые? - прекрасно, следовательно нарушен порядок составления протокола об административном правонарушении ! Напомним, что сами должностные лица не могут быть ни свидетелями, ни понятыми, это не входит в их функции.
Если возможно, фиксируйте всё происходящее на диктофон (для этого не требуется разрешения), и даже лучше — на видео камеру, расположенную на штативе (с разрешения проверяющих). Это поможет в защите нарушенных прав. Кстати, в управлении Росфинмонитиоринга все диалоги в комнате переговоров фиксируются на видео запись.
Кроме того, важно представлять себе последствия предоставления / непредставления документов. Иногда выгоднее уплатить небольшой штраф, чем предоставить запрашиваемый документ (налоговая проверка), но порою — всё таки лучше предоставить данные (Федеральная Антимонопольная Служба).
В целом, административное законодательство — это «лоскутное одеяло», лишенное системности и, зачастую, логики. В такой системе обычно много изъянов, что значительно облегчает Ваши шансы на защиту, при условии, что а) Вы себя не оговорите б) не сделаете грубейших ошибок в) не потеряете контроль над эмоциями.
А для этого — вызывайте конфликтолога и медиатора ещё на этапе проверки!
Вне реформы и состязательности
По мнению уполномоченного по правам человека при Президенте РФ Владимира Лукина, рассмотрение российскими судами административных дел и принятие решений по ним не имеют ничего общего с проводимой в стране судебной реформой. Объясняется это отсутствием состязательности сторон при разрешении административного спора.
По данным Минэкономразвития,
средний темп проверок бизнеса со стороны исполнительных органов федеральной власти можно оценить как два миллиона в год. Исследование, проведенное ведомством, показало чудовищный размах этого "бизнеса". Причем достается всем и даже бюджетным организациям - около трети всех проверок пришлось на бюджетников. Однако больше всех под раздачу попадают, конечно же, малый бизнес - 54% от общего числа проведенных проверок.
Аномально высокая доля проверок
У некоторых органов власти наблюдается аномально высокая доля проверок и это при том, что Генпрокуратура в 45% случаев отказывает в их проведении. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития России о состоянии системы государственного и муниципального контроля в РФ. В исследовании также подведены первые итоги применения ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...". "Для некоторых федеральных органов исполнительной власти наблюдается аномально высокая доля проверок, приходящаяся на предприятия малого и среднего бизнеса", - отмечают в докладе Минэкономразвития. Более 96% проверок - ФМС России, 87% - Ростехрегулирование, 75% - Россельхознадзор и 71% - Ространснадзор.
При этом минэкономразвития подчеркивает, что не все федеральные органы исполнительной власти представили в ведомство соответствующие сведения, а данные, представленные в министерство и органы прокуратуры РФ (например, в части согласований внеплановых выездных проверок), существенно различаются между собой. За исследуемый период (три квартала - III кв. 2009 г. - I кв. 2010 г.) приведена информация о проведении около 1,6 млн проверок.