Медиация может развиваться снизу инициативами гражданского общества либо, как в Грузии «сверху», когда у властей есть воля и опыт к проведению реформ. В России, конечно же, особый путь: инициативы гражданского общества блокируются бюрократией, а продвигаемая медиация «сверху» не оказывает значимого влияния ни на снижение уровня судебной нагрузки, ни на уровень правовой культуры.
Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству провел «круглый стол» на тему: «Федеральный закон "О медиации" – один год правоприменения, перспективы развития законодательства о медиации».
Почему закон не работает?
В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента РФ, представители органов исполнительной власти и некоммерческих организаций.
По мнению участников заседания, за время, прошедшее после введения в действие закона деятельность в области продвижения процедуры медиации в целом свелась к подготовке кадров, и применение процедур медиации носило не массовый, а частный характер.
Пока без культуры
Участники считают, что закон пока не оказал значимого влияния ни на снижение уровня судебной нагрузки, ни на уровень правовой культуры.
По мнению участников «круглого стола», к основным причинам, обусловившим неудовлетворительное положение в области развития примирительных процедур, относятся выявленные в ходе применения проблемы в сфере правового регулирования, в силу действия которых законодательная база требует уточнения и изменения.
Участники «круглого стола» рекомендуют Государственной Думе создать рабочую группу при Комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательствупо анализу и решению существующих проблем в области внедрения медиации, определению перспектив развития.
Организовать и возглавить!
Правительству РФ, в частности, рекомендовано: рассмотреть возможность о разработке и внесении в 2012 году проекта федерального закона, направленного на создание и организацию функционирования территориальной сети государственных бюро по примирительному урегулированию правовых конфликтов; разработать и утвердить федеральную целевую программу «Комплексное развитие примирительных процедур (медиации)», определяющую перспективы развития сети пунктов примирительного посредничества, централизованную систему их управления.