Развитие через преодоление конфликтов

Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов 

Вузы «хорошие» вузы и «плохие»

Министр ЛивановМинистр образования Дмитрий Ливанов, выступая на образовательном форуме* , заявил, что далеко не все появившиеся в 90-е годы вузы соответствуют современным стандартам и требованиям, отметив при этом, что в стране насчитывается всего около 100-150 хороших негосударственных вузов, которым сокращение не грозит.

Программа секвестрования учреждений высшего образования не в пример другим начала реализовываться весьма активно. Согласно данным Рособрнадзора, в 2015 году по результатам проверок этого ведомства были закрыты около 600 вузов. Всего за два года аккредитации лишились порядка 1,1 тысячи образовательных организаций.

Эта работа, судя по всему, продолжается. Согласно концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, число филиалов вузов планируется сократить на 80 процентов, число самих вузов - на 40 процентов.

* Форум в начале 2015 года в Петербурге 


Но, как выяснилось, применение формальных принципов оценки качества высшего образования не всегда работает на пользу общества. В список вузов и филиалов "на закрытие" стали попадать и те учебные заведения, которые вполне заслуженно снискали уважение у студентов и работодателей.

К примеру, в перечне, опубликованном Рособрнадзором, оказались региональные вузы, готовящие профессионалов по таким востребованным специальностям, как "архитектура и строительство", "энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника", "транспорт и логистика" и даже набирающее обороты и всячески поддерживаемое государствомнаправление "сельское и рыбное хозяйство".

 

Совсем не просто идут дела с подготовкой медиаторов, хотя эти специалисты востребованы именнро в а\кризисные периоды в экономике. 

 

Постоянно изменяющие правила


Не способствуют эффективному обучению будущих специалистов и постоянно меняющиеся требования по организации и ведению учебного процесса, на которые нет возможности оперативно реагировать вузам по объективным причинам. Например, принимается Федеральный образовательный стандарт высшего образования (или так называемый ФГОС ВО "3+"). Стандарт по направлению "Менеджмент" выходит в свет после регистрации в минюсте в начале этого года, а уже через неделю-другую может приехать проверка Рособрнадзора и потребовать предъявить всю учебно-методическую документацию в соответствии новыми требованиями.

О каком качестве образования можно говорить, если за последние 5-7 лет новые стандарты выходят один раз в 2-3 года, не позволяя закончить полный цикл по одному стандарту в середине учебы (на 2-3 курсе). Студентов начинают учить по новому стандарту, не спрашивая их желания. А сейчас уже говорят, что на подходе образовательный стандарт ФГОС "3++".


В кулуарном режиме

На разных уровнях государственного управления сейчас много говорится об открытости и прозрачности процесса реформирования неэффективных вузов. Почему же теперь невозможно найти информацию о результатах плановых и внеплановых проверок их эффективности, а поступает только скудная информация о принимаемых санкциях?

Кстати, у профессионального сообщества возникает немало вопросов и к квалификации проверяющих. Членами комиссии зачастую назначаются исполнительные молодые люди, имеющие, наверное, юридическое образование, но ни дня не работавшие в вузе и не понимающие специфику высшего образования. А в практике работы надзорного ведомства существуют длительные задержки ответов с решениями по устраняемым вузами замечаниям, что приводит порой к полной остановке их деятельности.

Отрывок из публикации

Нестандартные вузы под нож
Текст: Вадим Краснов
Российская газета - Федеральный выпуск №6974 (106)

Добровольные пожертвования 

ПожертвованияСоюз "Сибирский Центр медиации"  ИНН 5406195342 КПП 860201001 Расч. счёт 40703810967170001448 в ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ№8647 ПАО СБЕРБАНК в городе Тюмени.,  БИК 047102651 Корр. Счёт 30101810800000000651 Назн. платежа: добровольные пожертвования  НДС нет

 

Поиск