Применение технологии в урегулировании споров
Гиперссылка компактна и не приводит к ощутимому увеличению объема документа, который может быть легко передан по электронной почте, приобщен - «подшит» к судебном делу, в архив заключенных сделок, в базу данных делопроизводства, в государственный реестр для учета прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.д..
Отснятый контент, будучи прокомментированный и загруженный на видео-хостинг [10,11] в открытом или ограниченном доступе представляет собой ценный ресурс для последующего группового анализа. Возможна индексация и ссылки и ставка видео-контента в документы с помощью средств HTML и несложной базы данных по ключевым словам поиска и тематическим каналам. Сообщество экспертов — это конкретное социальная группа, на которую ориентирован фрейм, производит селекцию удачных содержательных видео клипов, отфильтровывая ненужное. Таким образом производится информация, обладающая потребительской ценностью.
Описанная социальная технология опирается на общераспространенное оборудование, доступные сети коммуникаций и её новизна находится больше в социальной плоскости, чем в технической. Сфера возможного применения описанной социальной технологии - деловые переговоры и разрешение конфликтов, путем переговоров, медиации, арбитража и др. альтернативных методов, а также для проведения имитационных сессий медиации (симуляционные сессии) для электронного обучения eLearning медиации [12], конфликтологии и др. альтернативным методам разрешения конфликтов.
ODR — Online Dispute Resolution, Арбитраж и медиация онлайн описаны в литературе [6,7]. Однако без возможности передачи невербальной информации за счет мимики, жестов и без систематической работы с архивом отснятого видео контента, размещенного в Глобальной сети и его активным использованием в ряде социальных сфер, что представляет наибольший интерес и отвечает вызовам современного общества.
Так например, с участием автора было проведено несколько сотен имитационных сессий медиации, примирительных процедур, арбитража (третейского разбирательства), а также было урегулирован ряд экономических споров между предприятиями малого бизнеса.
Краткое описание эксперимента
Описанная выше технология хорошо работает в синтезе с открытыми учебными платформами, например MOODLE и ряд других открытых и закрытых систем управления учебным контентом, включая те, которые поддерживают формат SCORM. Сибирский Центр медиации создал онлайн сервис на основе MOODLE, (ссылка dogovor.emediator.ru) где сторонам конфликта предлагается урегулировать спор сначала на досудебном этапе, затем в процессе судебного разбирательства, после — на стадии исполнительного производства. При этом каждой группе конфликтующих, ими могут быть истец/истцы, ответчик /ответчики, третьи лица в споре открывается новый курс. Режим «учебных групп» - изолированный, так что есть форумы для раздельного обсуждения проблемной ситуации с медиатором или арбитром — судьёй. Вместе с тем, имеются форумы совместного обсуждения проблемной ситуации. В обоих случаях форумы легко справляются с потоками информации, включая гиперссылки на папки с облачным хранилищем. Например, истец готовит свои требования в формате pdf документов, подписывает их с помощью КЭП и загружает в облако. Далее публикует гиперссылку на определенной ветке форума, сопровождая устными пояснениями, записываемыми на веб-камеру. Клипы должны быть лаконичными и также подписаны КЭП. Ответчик в той же папке может разместить отзыв, возражения по заявленным доводам истца и также подписать каждый цифровой документ КЭП. Далее судья может разместить определение / судебный акт в этой же папке или в иных ветках форума. Здесь важную роль играют правила организации делопроизводства, они должны быть простыми, а организация информации максимально унифицированной.
В аналогичной форме документируются сессии медиации.
В результате коммерческих споров примерно в 85-90% случаев даже полученный мировое соглашение исполнительный лист сдавался обратно в суд на уничтожение в связи с добровольным исполнением должником.