Как проводятся занятия?
Занятия проводятся в группах в виде ролевых игр. При этом каждый медиатор получается заблаговременно кейс с учебного сайта emediator.ru/moodle, где описана конфликтная ситуация из практики работы Центра или его партнеров. Цель имитационной сессии состоит в том, чтобы урегулировать конфликт. При этом возможна роль стороны спора, медиатора, третейского судьи, эксперта и др. Имитационная сессия продолжается 60 минут, по итогам которой 5-10 мин отводится на дебриф - краткий анализ. Вместе с кратким теоретическим введением и уточнением условий кейса всё занятие продолжается 90 мин. В тот же день видео клипы выкладываются на форум для последующей групповой работы и обсуждения.
Цель занятий
— отработка практических навыков в работе медиатора. Вступительное слово медиатора, установление атмосферы доверия и настройка на конструктивный диалог. Эмпатическое слушание. Рефрейминг. Работа с представлениями сторон о конфликтной ситуации. Управление ходом дискуссии путем задавания различных типов вопросов, вербального и невербального взаимодействия. Расширение профессионального кругозора медиатора путем обзора современных техник и стилей медиации: восстановительный подход в медиации, нарративная и преобразующая медиация, обзор специальной литературы и др. источников. Маркетинг услуг медиации «в пакете» с иными профессиональными услугами и правозащитной деятельностью.
Режим обучения.
Режим обучения предусматривает синхронное и асинхронное взаимодействие. Первое реализуется в ходе имитационных сессий медиации, второе — при работе на учебном сайте, позволяющем работать над учебным материалом: слушать лекции, отвечать на вопросы, участвовать на электронных семинарах, форумах, выполнять задания, отвечать на тестовые вопросы, раскрывать значение спец. терминов по предмету курса в глоссариях, участвовать в «мозговых штурмах» путем создания Википедии в изучаемой предметной области, наполнять базу данных список литературы, направлять эссе о медиации, производить анализ конфликтов по теме курса (из пособия или личной практики), активно направлять вопросы преподавателям через веб камеру по рассматриваемым кейсам либо через обучающий сайт emediator.ru/moodle см. модуль Школьная медиация.
Примерная программа учебного модуля
Модуль 3. Руководитель школьной службы примирения
Ауд. часы – 8,0 часа; самостоятельная работа – 23,0 часа; имитационные сессии онлайн 20 часов итого 51 час
3.1. Обзор современных техник и стилей медиации
3.2. Концепции нарративной медиации: дискурс, вовлечение, экстернализация, пересочинение альтернативной истории
3.3. Концепция рефрейминга Грегори Бейтсона
3.3. Практикум по семейной медиации
3.5. Онлайн медиация / телемедиация в семейных и международных спорах
3.6. Медиация в уголовных делах : от карательного к восстановительному подходу
3.7. Восстановительный подход и программы восстановительного разрешения конфликтов
3.8. Основные принципы восстановительных программ.
3.9. Деятельность служб примирения.
3.10. Работа с семьями в трудной жизненной ситуации. Экомедиация.
3.11 Правовая основа деятельности служб примирения.
3.12. Разработка Типового положение о школьной службе примирения, регламенты и стандарты деятельности медиатора.
Изложение сопровождается учебными фильмами / мультфильмами по медиации.
Форма проверки знаний по итогам модуля: деловые игры с обучающимся в очной форме с использованием виде съемки и анализа. Для заочной формы - путем общения через Интернет (Skype либо аналогичная программа) и веб-камеру.