Сегодня у нас состоялся традиционный вебинар по медиации в сделке купли-продажи бизнеса. Вот — достойная задача для профи! Потому что в российской практике продавать / покупать бизнес - занятие очень рискованное. Можно остаться не только «с носом», но и «памятной» уголовной статьёй. Но начнём с начала: с предпродажной подготовки.
Медиация в сделках купли-продажи бизнеса очень востребована в период кризиса, когда ряд собственников принимают решение о продаже, а хладнокровные инвесторы - о покупке. В случае непубличных компаний малого и среднего бизнеса именно участие нейтрального посредника открывает великолепные возможности для удачной сделки
Права собственности
Поясним примером. Два предпринимателя, Олег и Сергей, еще в середине 90-х гг. ХХ в. приобрели за бесценок корпуса обанкротившегося крупного завода, разделили примерно поровну здания, территорию и занялись строительством.
Олег зарегистрировал свои права на земельные участки и здания, а Сергей — нет. Олег участвовал в конкурсе на заключение договора поставки европоддонов на крупное предприятие пищепрома, а Сергей игнорировал любые конкурсы, по его мнению «не честные» и «с заранее определенным победителем».
Процветание или банкротство?
В результате Олег смог выгодно продать бизнес и на вырученные деньги купить небольшой отель на Черноморском побережье. Сергей последовал примеру, но смог купить лишь дом в пригородном поселке. Бизнес Сергея полностью разорился, потому что нанятый им директор не обладал предпринимательской жилкой. Автомобильный транспорт Сергей был вынужден продать за невысокую цену (как технику, бывшую в употреблении), а недвижимость не продавалась вообще, поскольку не была зарегистрирована и находилась далеко от города-мегаполиса. Заметим, что бизнес Олега находился рядом, однако продавался именно как работающий.
вопрос качества менеджмента
Оказывается, дислокация компании поблизости от лесных и фермерских хозяйств дает преимущества по цене древесины; готовая продукция весит легче и доставлять ее покупателю в тот же город дешевле. Оплата труда персонала, стоимость электроэнергии и тепла от завода-спутника — также дешевле, чем в городе! Все эти факторы превратили недостатки места расположения бизнеса в его достоинства, а следовательно, увеличили цену.
Итак вопрос о возможной продаже бизнеса — это вопрос качества его менеджмента. Отсутствие менеджмента может сделать бизнес совсем не отчуждаемым. В этой ситуации уместнее говорить о самозанятости предпринимателя—собственника либо о наборе активов, суммарная стоимость которых может быть не сопоставимо меньше стоимости бизнеса.