Язык тела -- существенная часть коммуникации. Однако невербальное взаимодействие сильно ограничено в медиации без личного контакта (face-to- face). Как онлайн медиация может компенсировать указанный недостаток? Да, определенно, язык тела -- существенная часть в любой медиации. Как видно в процессе этой имитационной сессии между участниками из США, Соединенного Королевства и Греции, в процессе онлайн медиации
невербальные коммуникации подвергаются ограничению в сравнении с очной медиацией. Работая онлайн мы можем видеть лишь лиц сторон медиации и верхнюю часть их тела.
Example of Online Mediation Simulation with 3 ADR Group Mediators in USA, UK, Greece.avi
Оставляя в стороне вопрос о том, достаточен ли нам ограниченный язык тела для выполнения нашей работы, я убежден, что в то время как для нас -- медиаторов невербальное взаимодействие является ключевым фактором, с точки зрения самих сторон -- это не единственный фактор. Есть и другие не менее важные, как например:
Безопасность сторон.
Некоторые конфликтующие не разделяют оптимизма от нахождения за одним столом и даже в одном здании с другой стороной, особенно в сильно накаленном конфликте. Для таких сторон возможность коммуникации онлайн из безопасного и комфортного места из их дома или офиса в действительности является большим преимуществом в сравнении с очной встречей лицом к лицу. Не удивительно, что когда стороны участвуют в онлайн медиации, они чувствуют меньшую напряженность, чем при очной встрече. Почему? Потому что они полностью контролируют свое физическое пространство.
Удобство.
Стороны могут участвовать в онлайн медиации, когда им это удобно, когда они находятся в наилучшем физических и ментальных условиях, и откуда им удобнее: из дома, офиса или в дороге.
Стоимость
Онлайн медиация может сберечь сторонам массу времени и денег, из за избегания локальных перемещений / командировочных.
В двух словах, моя точка зрения следующая. В идеале мы, медиаторы должны уметь делать свою работу одинакового хорошо как онлайн так и офлайн -- лицом к лицу, в зависимости от ситуации / кейса, возможно определенные стадии онлайн, другие - лицом к лицу.
Решение вопроса, на мой взгляд, заключается в формировании доверия сторон к медиатору, когда они чувствуют себя с нами легко, слышат и понимают нас, они проникаются доверием к медиатору. Обретая доверие, мы можем предоставить на выбор сторон решение вопроса том, какая форма медиации предпочтительнее онлайн или лицом к лицу.
Body Language in Online Mediation - What Do We Miss?