Скорее всего, медиатору ещё долго предстоит ждать, когда заказ последует из суда. Парадокс: если стороны конфликта в большинстве случаев не доверяют судам, а медиация имеет столько преимуществ, то почему же 99% споров разрешаются всё в тех же судах? Вероятно потому, что, как правило, одна из сторон спора не желает открытого диалога. Но зато другая сторона, которая не видит и не верит в перспективы судебного урегулирования - наш потенциальный клиент. Как сделать обе стороны конфликта (или все стороны в общем случае) заказчиками услуг медиации?
О возможностях медиации.
Действительно, мало кто из судейского корпуса знает о возможностях медиации. Из практического опыта известно, что например помощники судей совсем не слышали о медиации, или не представляют что это такое. Думается что и судьи загружены настолько, что им просто не хватает времени на это. И потом, есть судебная практика, в которой примирительные процедуры применяются очень редко, и уж тем более посредством медиации. Такой практики просто нет. По крайней мере в практике отдельно взятого региона. Возможности избежать судебных разбирательств посредством медиации участники делового оборота также плохо осведомлены, или не верят этому (из практики).
В ожидании индустрии посредничества
Обозначенные вопросы имеют локальный характер. А значит, необходимо формировать клиентскую среду. Но как её формировать, а главное кому? Не сформировалась ещё среда оказания посредничества в урегулировании споров. Она даже ещё не формируется, не кому формировать. Не зря первое постановление Правительства РФ - О подготовке медиаторов. А программой предусмотрена подготока специалистов- медиаторов с навыками преподавания, то есть подготовки медиаторов.
Практикующих медиаторов не так уж и много, их совсем нет. Существующая система предостовления консалтинговых услуг в деловой сфере настроена на партнерские отношения до тех пор, пока не возникает спор. С возникновением спора отношения обретают состязательный характер - суд и т.д. Стороны может и рады бы помириться и предпочитают вести партнерские отношения, но их некому примирить, примирить профессионально, с учетом конкретной ситуации, позиций сторон и т.д.
Необходимо сформировать эту среду!
Выход: практикующему медиатору необходимо сформировать эту среду. Не зря поставлен вопрос об индустрии посредничества в урегулировании споров. Как и любая другая индустрия, медиация требует системного подхода.
- Во-первых, маркетинг, исследование возможного рынка.
- Во-вторых, тотальный пиар на фоне конкретных урегулированных споров.
- В-третьих, побольше публикаций о достоинствах медиации (не о преимуществах) в местных средствах массой информации, именно массовой - газеты, журналы, интернет и т.д.
- В-четвертых, работать и заявлять о своей деятельности в судах, если появится результат судейское сообщество этому будет радо и будет содействовать, реформа судебной системы это предполагает.
- В-пятых, совершенствоать свое профессиональное мастерство и оказывать всяческое содействие подготовке медиаторов.
- В-шестых, нужно с оптимизмом делать то, что мы делаем!
Не забывая при этом о востребованности.
Андрей Сергеевич Рыбьяков (Ханты-Мансийск)