Эксперты подсчитали, что "дорожные войны" унесли в России за последние 20 лет 600 тысяч жизней. Не случайно Дмитрий Медведев выразил по этому поводу озабоченность. Бурное развитие автопарка в России не соответствует темпам развития социальных институтов — вот где проблема!
Что такое агрессивный стиль вождения?
Ссылаясь на положительный опыт др. стран специалисты предлагаю ввести ответственность за агрессивный стиль вождения. Но возникает вопрос что под этим понимать? Многие владельцы дорогих иномарок любят «подрезать» рядовых водителей. Если водитель имеет полис КАСКО, то он может даже не волноваться за возможный ущерб. Как например, в следующем кейсе из практики нашего Центра.
Пред- конфликтная ситуация
В часы пик, в условиях транспортной пробки водитель Лексус совершил рискованный маневр под носом у КАМАЗа, груженного бетонными плитами. Затем водитель Лексус затормозил, чтобы не столкнуться с автомобилем, идущим перед ним, и в этот момент КАМАЗ налетел на Лексус, помяв его корпус сзади и с правой стороны.
На вопросы сотрудников ГИБДД водитель Лексус ответил, что ДТП произошло по вине водителя КАМАЗ, который нарушил правила дорожного движения — не соблюдал дистанцию. Сотрудники дорожной полиции, во избежании пробок на коммунальном мосту, ограничились лишь схемой с места авто аварии. С водителя КАМАЗа взяли объяснительную, под определенным «нажимом» водитель КАМАЗа согласился, что двигался со скоростью 40 км. / час, хотя впоследствии стал утверждать, что скорость в пробке была ближе к 20 км/ час.
Далее водитель Лексус без проблем и в считанные дни получил 300 000 руб. компенсации со своей страховой компании по полюсу КАСКО. В свою очередь, эта компания перепредъявила требование о возмещении вреда автовладельцу «Лексус» тому страховщику, у которого была застрахована ответственность водителя КАМАЗа. 120 тысяч ущерба страховщик отнес на свой счет (ОСАГО), а разницу — 180 тысяч взыскал с водителя КАМАЗа в порядке суброгации.
(суброгация — это переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб, причиненный страхователю в пределах возмещенного .)
Решение суда в отношении водителя КАМАЗа вынеслось в заочной форме и довольно быстро. Затем благодаря энергичным действиям представителя водителя КАМАЗа , оно было отменено — причины неявки оказались уважительными, прежде всего из-за отсутствия уведомления и смены адреса проживания водителя КАМАЗа.
Сериал с продолжением
Поэтому через 4 месяца судебная тяжба возобновилась по новой, но уже в районном суде по месту проживания водителя КАМАЗ. В ходе рассмотрения дела суд удовлетворил заявление водителя КАМАЗа о проведении трасологической экспертизы. Результаты экспертизы подтвердили позицию водителя КАМАЗа
ДТП причиной совершенного маневра водителем “Лексус”, о чем убедительно свидетельствовали место и характер повреждения корпуса легкового автомобиля: вмятины чуть под углом, захват правого крыла, «пятно» столкновения всего 15 см. Между тем при «лобовом» столкновении сминается весь корпус авто.
Было доказано отсутствие виновности водителя КАМАЗа . в совершении события административного правонарушения, равно как и отсутствие самого события административного правонарушения,
Экспертиза показала
Лишь одна сторона автомобиля “Лексус” была смята в результате удара сзади и вбок автомобиля. Такое столкновение могло возникнуть только из-за неожиданного маневра, когда водитель легкового автомобиля маневрирует, перестраивается на др. полосу и не рассчитывает при этом габариты, место расположения и движение иных транспортных средств, чем создал аварийную обстановку, Сам водителя КАМАЗа не мог совершать маневра, в силу того, что на тяжелом грузовом автомобиле в условиях плотного движения, да еще по мосту, это просто невозможно. В этой ситуации правомерно рассматривать потерпевшим водителя КАМАЗа , а не Лексуса!
Между тем, юрист страховой компании в силу «установок» начальства и непонимания азов физики принялся отчаянно оспаривать экспертизу. Насколько затянется спор и отдалится срок выплаты присужденных судом компенсации немалых судебных издержек - может быть на три месяца, а может быть и на полгода.
Вот так недешево обходятся судебные споры!
Если бы стороны обратились к медиации, то это позволило бы разрешить конфликт в считанные дни, а стразовой компании сохранить свою репутацию в силу конфиденциальности процедур. Сейчас же репутация страховщика может быть подвергнута сомнению. Если страховщик передергивает факты и затягивает выплаты, то не это - не самая лестная оценка качеству его услуг.
Итак, что считать агрессивным стилем вождения? Какой был не был ответ, спорные ситуации должны разрешаться быстро, за разумный бюджет и срок (вот где полезна медиация!) . Виновная в затягивании процедур сторона должна нести ответственность. Все эти правила игры уже определены в процессуальном кодексе. Бед в том, что они не работают! Потому что суды перегружены, потому что в отсутствие контроля открывается благодатная почва для злоупотреблений. Правила ДТП должны соблюдаться не только простыми смертными, но и водителями дорогих иномарок. Но не всем такое нововведение будет "по вкусу".
Нормы:
Согласно п. 8. Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 (ред. от 08.08.2009) "Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее Правила) не возмещается вред, причиненный вследствие: непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.
В данном случае непосредственно перед ДТП Ответчик двигался на грузовом автомобиле по Коммунальному мосту со скоростью 40 км. в условиях транспортной пробки.
Согласно п. 2. ст. 1064 ГК РФ Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.