Сибирскому Центру медиации «посчастливилось» заметить новую тенденцию в расправе госзаказчиков над «неугодными» поставщиками. Например, путём включения в техзадние госконтракта условий «исполнитель должен находиться в г. Чите, по ул. Профсоюзная» (вариант: в Одессе на Малой Арнаутской) и иметь в штате коуча Федерального уровня, именно Федерального, а не городского либо поселкового.
Весь этот бред мы неоднократно рассматривали в прошедшем году на примере работы с Правительством Забайкальского края, которое дважды отказалось прибыть в Новосибирск по месту нахождения исполнителя, как это предусматривала аукционная документация и заключенный госконтракт, и отказалось от исполнения контракта после того, как услуги были уже оказаны: курсы по лидерству были проведены и без «прогульщиков», а последним — предложено было обучиться в форме экстерната или в онлайн формате. Для последнего варианта Сибирский Центр медиации специально создал открытые онлайн курсы по Лидерству, командообразованию и повышению эффективности и сфере госуправления на основе успешного опыта оказания таких услуг Правительству соседней с Читинской Амурской области. Выходит, что в одной области Федеральные законы действуют, а в другой — нет.
Более того, в этой «загадочной» области рождаются заказные решения Управления ФАС, запрещающие оказывать услуги общего консультирования специалистам определенной профессии — медиаторам, в силу их «конфликнтости», и этот запрет распространяется на всю Россию. (Зачем нужны ГосДума и Федеральные законы, если есть «свой» человек в ФАС? Когда вопреки перечню специальностей выдумываются «коучи федерального уровня»). После чудного «расторжения» госконтракта, с опорой на подложные экспертные заключения о приёмке работ по др. аналогичным контрактам, составленные главбухом и Главным специалистом в сфере организации госзакупок Правительства ЗК, входившим в члены комиссий по оценке итогов электронных аукционов, а потому заинтересованными лицами, что прямо запрещено Федеральным законом «О госзакупках», так вот после такого «расторжения» - прощания нам стали поступать звонки из Москвы с выражением сочувствия и готовностью помочь защититься от включения в Реестр недобросовестных поставщиков. И услышали ответ: ну и черт с Вами! - пусть включают в какой угодный реестр каких угодно поставщиков, потому что для малого бизнеса это ровным счётом ничего не решает! Шанс честно выиграть на торгах для чужого поставщика по-прежнему составляет ишь 4-5%.
А в «почетный» реестр мы так и не попали.
Потому что дело приняло слишком скандальный оборот.
Правительству Забайкальского края наше огромное спасибо за обогащение арсенала нашего опыта по борьбе с фальсифицированными доказательствами. Вдохновленный этим, посылом, Марат Авдыев, руководитель Сибирского Центра медиации решился доказать Теорему Ферма, над который лучшие математики мира бились около четырех столетий - и доказал, причём не заумным способом в 130 страниц исключительно для избранных специалистов, а понятным для миллиардов людей. Это открытие продолжает уже хорошо опробованный опыт: фальсифицированное доказательство оспаривается «одним точным ударом», но прямо в цель. Тот, кто отказывается работать с тренером медиатором, потому что он не «коуч», пусть даже совершивший научное открытие, сам себя ставит в смешное положение. Такой госзаказчик демонстрирует непреклонную любовь к поставщикам из Одессы с Малой Арнаутской - и ничего с этим поделать невозможно!
Сейчас в рамках рассматриваемого дела Сибирский Центр медиации предложил заключить мировое на условиях полного отказа от иска, возврата удерживаемого Правительством Забайкальского Края задатка и проведения в 2020 году аналогичной закупки, но уже в формате разработки онлайн курса в формате SCORM, где Сибирский Центр медиации смог бы участвовать наравне с иными поставщиками услуг. Вопрос прорабатывается Правительством Забайкальского Края.
Федеральную антимонопольную службу (ФАС) беспокоит резкий рост числа обращений о включении компаний в реестр недобросовестных участников госзакупок - почти в два раза по итогам 2019 года. Реестр превратился в инструмент борьбы заказчиков с неугодными поставщиками, констатировал замглавы ведомства Михаил Евраев. По его словам, это одна из причин, почему предприниматели не хотят участвовать в госзакупках.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Михаил Евраев. Фото: Нина Зотина/РИА НовостиЗаместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Михаил Евраев. Фото: Нина Зотина/РИА НовостиЗаместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Михаил Евраев. Фото: Нина Зотина/РИА Новости
Реестр недобросовестных поставщиков содержит информацию о компаниях, которые уклонились от подписания контракта или нарушили его условия. Фигуранты "черного списка" лишаются доступа к участию в закупочных процедурах на два года. Каждый случай рассматривается индивидуально комиссией ФАС. По результатам компанию любо заносят в реестр, либо нет.
В России упростят процедуру проведения госзакупок
В 2019 году ФАС получила почти 28 тысяч обращений госзаказчиков о включении поставщиков в реестр недобросовестных против 14 тысяч годом раньше. Почти в половине случаев (47%) для занесения в "черный список" не было никаких оснований, рассказал Михаил Евраев, отвечая на вопрос "РГ".
Закон 44-ФЗ (регулирует закупки госведомств) требует доработки, считают в ФАС. Сегодня он позволяет заказчикам расторгать контракт практически на любых основаниях, которые они считают возможным использовать, указывает начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Артем Лобов. Предприниматель несет серьезные издержки: теряет контракт, обеспечение по нему - 30% стоимости. Далее идут попытки включения неугодной компании в реестр недобросовестных поставщиков.
Число обращений госзаказчиков о включении поставщиков в реестр недобросовестных за год возросло вдвое
Но часто оказывается, что неисполнение обязательств поставщиком связано с недобросовестностью заказчика. Он не предоставляет площадку под строительство, нужную документацию, затягивая сроки проекта, а потом расторгает контракт. "Компании жалуются, что полностью зависят от заказчиков, которые могут сделать с ними все, что угодно, - отмечает Евраев. - Во многих регионах неугодным предпринимателям говорят открытым текстом: не приходите на госзакупки и предупреждают о последствиях, если те поступят по-своему". ФАС предлагает предусмотреть закрытый перечень оснований, которые госзаказчики могут использовать для одностороннего отказа от исполнения контракта, и право исполнителя обжаловать такое решение.
Чужие среди своих
Заказчики нашли новый способ борьбы с поставщиками
Текст: Юлия Кривошапко
Российская газета - Федеральный выпуск № 35(8089)