Когда немецкие танкисты столкнулись с Т-34, они были ошеломлены. В их каталоге с самолётами, пушками и танками Красной армии не было ничего похожего на Т-34, — рассказывает Андрей Карпов, старший научный сотрудник музея «История танка Т-34». — В отчётах сообщалось о новом типе русского танка, который не могли пробить даже 37-миллиметровые противотанковые орудия.
Немцы были уверены, что мы не могли создать такой танк, и первое время называли его «Кристи», думая, что он американский.
Михаил Кошкин, создатель Т-34,
был человеком, который не боялся трудностей. В 1909 году он приехал в Москву из деревни Брынчаги Ярославской губернии, как Ломоносов, босиком и с лаптями в руках. Ему было всего 11 лет, а не 23, как у Ломоносова. После смерти отца Михаил стал старшим мужчиной в семье, где было ещё двое детей. В поисках лучшей жизни он отправился в Москву, чтобы поддержать свою мать.
По рассказам дочери, в Москве он ввязался в драку, чтобы защитить незнакомого человека, и потерял записку с адресом своих родственников. С синяком под глазом и голодный, он заснул в подворотне, где его заметил мужчина, который оказался рабочим кондитерской фабрики. Этот человек оказался добрым и помог Кошкину устроиться на работу на фабрике.
За восемь лет Михаил прошёл путь от ученика до мастера. В феврале 1917 года он был призван в армию, пережил тиф на фронте, попал в плен и совершил побег, был ранен и демобилизован. Затем он служил в Красной Армии и учился в Коммунистическом университете, после чего работал в Вятке.
Его мечта о танках, которая появилась ещё в юности, снова стала реальностью.
После окончания института Кошкин стал заместителем начальника конструкторского бюро на ленинградском опытном заводе № 185. Через два года его перевели в Харьков, где он возглавил конструкторское бюро на заводе, который производил лёгкие танки БТ-7.
«Это была опасная должность — предыдущего начальника конструкторского бюро Фирсова арестовали и отправили в лагерь, где он умер, — говорит Карпов. — Дело в том, что БТ-7 оказался неудачным, и в армии из эксплуатации вывели почти 700 машин. В таких условиях Кошкину поставили задачу создать новый средний танк, то есть пройти по тонкой грани между жизнью и смертью».
Кошкин смог вдохнуть новую жизнь в коллектив, который был напуган арестом своего предшественника. Он не боялся спорить с Берией. На совещании у Сталина он выступил против создания обычного колёсно-гусеничного танка, отстаивая идею чисто гусеничного варианта. «Но главное, Кошкин понимал, что конструктор должен делать не то, что ему нравится, а то, что нужно заказчику, то есть армии, и то, что может сделать промышленность», — добавляет Карпов.
Т-34 стал вызовом для Гитлера.
Фюрер начал разрабатывать новые танки, чтобы ответить на вызов, и появились «Тигр» и «Пантера». Но гонка была проиграна — трудозатраты на одну «Пантеру» были равны созданию восьми «тридцатьчетвёрок», которые в середине войны сходили с конвейера на Уралвагонзаводе каждые 40 минут. Более того, Кошкин предусмотрел возможность модернизации Т-34.
Дочери Михаила Кошкина, Тамара Михайловна и Татьяна Михайловна, на открытии памятника своему отцу в селе Брынчаги.
Кошкин не дожил до триумфа Т-34 на поле боя.
Он умер 26 сентября 1940 года, вскоре после легендарного пробега двух танков из Харькова в Москву, где машину увидели высшие руководители страны. Кошкин часто садился на место механика-водителя, чтобы проверить работу танка в сложных условиях. На обратном пути он сильно простудился. Дома он слёг. Из Москвы прилетел хирург, но было уже поздно — Кошкин умер от воспаления лёгких.
Могила Кошкина была потеряна — кладбище в Харькове несколько раз бомбили лётчики люфтваффе по приказу Гитлера
Источник АиФ февраль 2025 20.02.2025 01:10Мария Позднякова