Федеральный закон N 11-ФЗ подтвердил возможность применения электронного обучения, и дистанционных образовательных технологий" в России. На сегодня массово доступное оборудование, имеющиеся сети коммуникаций, полу-профессиональная и даже любительская видео камера позволяют сделать достаточно качественную работу в сфере переговорного процесса и конфликтов там, где есть доступ в Сеть.
Электронное образование - вызов времени
Сложившиеся стереотип о предпочтении традиционных форм образования над электронными, которые являются лишь «суррогатом» «живого очного общения» в аудитории не имеет под собой оснований. Как мы ниже убедимся, общедоступные технологии, заведомо менее дорогие чем рыночная стоимость курсов в традиционном формате, позволят сделать освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме вне зависимости от того по какую сторону веб камеры находится слушатель и преподаватель. Особенно помогают в этом видео контент и имитационные сессии медиации.
Договариваясь о терминологии,
обращаем внимание на недопустимость смешения понятий электронного / дистанционное образование с заочным. Электронное образование - это организация образовательного процесса с применением информационно-телекоммуникационных сетей обеспечивающих передачу по линиям связи образовательного контента, взаимодействие участников образовательного процесса путем видео конференц-связи , а также использование баз данных, с учебным контентом. Курсивом выделы слова из ФЗ № 11, которыми внесены изменения в ст. 15 Закона «Об образовании» РФ.
Выделить десятки часов для на обучение сложно для взрослых людей, у которых есть работа, дети социальные обязательства.
Количество пользователей широкополосного интернет в России и странах пост советского пространства стремительно возрастало и достигло на сегодня, например в России 23 млн. абонентов. Массовое распространение бесплатных программ для проведения видео конференц-связи с приемлемым качеством Skype или Google Plus и аналогичных, открыли благоприятные возможности для дистанционных технологий обучения, которые оказались востребованы.
Исследования выявили нехватку литературы для обретению профессиональных компетенций конфликтологов, которые востребованы на практике: умение использовать различные методы АРС в синтезе, знание арсенала недобросовестных приемов и способов противодействия им, маркетинг услуг по урегулированию конфликта. Слушатели имели разную подготовку и профессиональную специализацию. Поэтому учебные кейсы должны были излагаться доступным языком для каждого и стимулировать последующее самообразование, обретение кросс — компетенций, а не узкой специализации, которая лишь затрудняет работу над конфликтной ситуацией.С учетом всего сказанного было разработано пособие, которое распространялось как в виде брошюр небольшими сериями, так и виде pdf файла. Такой подход помог значительно снизить производственные и логистические издержки и поддерживать содержание курса в актуальном состоянии, что с применением сайта и Интернет технологий оказалось особенно плодотворным.
Если необходимые знания и компетенции слушателям предоставлялись, слишком короткие сроки обучения, обусловленные дороговизной командировочных расходов, в силу инфраструктурных и геополитических особенностями России, и того же Казахстана, вызывали быстрое забывание всего освоенного материала.
Можно выделить следующие благоприятные факторы, стимулирующие спрос на электронные дистанционные курсы :
Фактор |
Пояснение |
Дороговизна предлагаемых курсов в традиционном формате обучения |
Цена «Базового курса медиации» в очной форме в Москве и Санкт Петербурге сначала оказалась «запредельной» для слушателей из регионов России. Затем, в силу механизмов конкуренции, с теми же дистанционными курсами - снизилась. |
Нехватка времени для обучения с отрывом от основной работы |
Рекомендуемый режим обучения: 3 модуля по 40 часов приводит к удорожанию стоимости обучения за счет командировочных расходов. |
Высокая стоимость командировочных расходов |
Для россиянина, проживающего за Уралом проще добраться до Казахстана или Китая, чем до Москвы. Ещё проще обратиться к международному опыту медиации по веб камере. |
Нехватка тренеров — практиков в образовательных учреждениях |
Наличие научного звания ещё не обеспечивает наличия необходимых компетенций для практики в сфере АРС. |
Спрос на более гибкие формы обучения в период ухода за детьми, отпусков и др. |
Занятия в больших группах часто приводит к отбраковыванию талантливых медиаторов из-за пропуска лекций / семинаров по причине командировок, болезни, уходя за детьми или родителями. |
Массовая доступность современных телекоммуникационных технологий |
Тем не менее преподаватели ряда ВУЗов вынашивают стереотипы дороговизны и сложности работы с тем же видео контентом, теле-конференциями. Не случайно то и другое делегируется сторонним организациям или техническим специалистам. Творчество подчинено технике, а не наоборот! |
Отвлеченный характер программ, рекомендуемых Приказом Минобрануки 187 и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июля 2011 года № 770. |
Вероятно Законодатель не предполагал практическую работу медиатора. Иначе бы он включил в программу вопросы взаимодействия с судами, маркетинг услуг медиации, современные техники с стили медиации, расширил бы прикладные сферы медиации и т.д. |
Электронное обучение медиаторов: опыт стран постсоветского пространства
e-Learning in Mediation Courses — experiment of former USSR countries.Марат Авдыев, Директор Сибирского Центра конфликтологии