Медиативные технологии уместно использовать не только в спорах власти и бизнеса, но и для урегулирования конфликтов внутри самих государственных либо ведомственных структур. За рубежом данное направление интенсивно развивается, см. например сайт ADR.gov В России вопросы наращивания медиативных компетенций в госуправлении оказались вне фокуса внимания.
Примирительные процедуры в административных спорах.
Уже более полутора лет действует федеральный закон о медиации — примирительной процедуре с участием посредника, но медиация почти не затронула административные органы. Казалось бы, о каких компромиссах можно говорить в случае административных властно-подчинённых отношений — так называемых вертикальных конфликтов? Однако не случайно в программе подготовки медиаторов, утверждённой приказом Минобранауки, рассматривается вопрос примирительных процедур в административных спорах. Примирительные процедуры прямо предусмотрены и в Налоговом кодексе, и в Кодексе об административных правонарушениях. Ряд специалистов полагает, что использование медиативных компетенций в сфере государственного управления и государственных услуг обязательно произведёт позитивный эффект.
Организационные конфликты
возникают в деятельности любого ведомства в силу отношений субординации, невозможности оговорить все процедуры административными регламентами. Это подтверждает практика НП «Сибирский Центр конфликтологии». Например, по результатам камеральной налоговой проверки налогоплательщику — импортёру товаров из КНР было отказано в возмещении НДС на сумму 55 тысяч долларов США. Налогоплательщик подготовил жалобу в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, а для участия в диалоге с налоговым органом пригласил медиатора. Первая же встреча с руководителем налогового органа прошла в обстановке эскалации конфликта. Проверяющие инспекторы защищали акт камеральной проверки в присутствии своего руководителя. В свою очередь, налогоплательщик начал деструктивную критику действий должностных лиц налоговых органов. И только вмешательство медиатора, спокойное перефразирование сказанного в нейтральном ключе помогло отделить эмоции от обсуждаемой проблемы и направить диалог в конструктивное русло.
Налоговые отношения, и не только
Налоговой инспекции нет резона принимать решение, которое может быть оспорено в суде по мотивам его неполноты или несоответствия закону. Поэтому руководитель, внимательно выслушав доводы своих инспекторов и налогоплательщика, предложил провести дополнительные проверочные мероприятия. Через десять дней налоговый орган, рассмотрев новые документы налогоплательщика, вынес решение об отмене ранее принятого акта и вернул НДС.
Этот пример иллюстрирует, что даже в такой специфической области, как налоговое законодательство, приоритет имеют человеческие отношения. Нормальный диалог предполагает выслушивание, правильное применение норм и здравый смысл. К сожалению, противоборствующие стороны иногда избирают тактику вымещения негатива в отношении друг друга, отказываясь от диалога, наращивая напряжённость, и передают дело в арбитражный суд. Однако в таком случае не только неэффективно расходуются государственные средства, но и затягивается срок принятия управленческого решения. Это, в свою очередь, ухудшает взаимное доверие, затрудняет администрирование в конкретной сфере государственного управления.
Конфликты с контролирующими органами
Так, инспектор территориального отдела Роспотребнадзора вынес предписание об остановке деятельности завода строительных материалов сроком на пять суток. Основанием для его решения стала динамика увеличения предельно допустимой концентрации вредных примесей за последние полгода. Между тем анализ нормативных документов показал, что обследование должно было осуществляться на протяжении не менее чем 75 процентов времени продолжительности смены и в течение не менее трёх смен. Кроме того, необходимо усреднять показатели загрязнения воздуха по всем рабочим участкам, принимать во внимание ротацию работников каждые два часа и наличие индивидуальных средств защиты. Ничего этого инспектор не делал, к тому же, останавливая завод, превысил свои полномочия.
Разрешить спор воспрепятствовали, как это часто бывает, излишний эмоциональный накал, страх со стороны проверяемого субъекта и стремление проверяющего защитить «честь мундира». Кроме того, в данном случае у инспектора были и личные мотивы: не проявили должного уважения, в качестве сопровождающего по заводу направили рядового мастера, а не директора либо его заместителя, чем уязвили его статус… В ходе примирительных процедур конфликт удалось остановить, поданные иски — отозвать, административный протокол — отменить.
В условиях быстро меняющегося глобального мира
вертикально управляемые структуры, где решения вырабатываются наверху «пирамиды», с трудом справляются с потоком принимаемых решений. Большинство административных регламентов устаревают ещё до того, как они официально напечатаны в СМИ. Использование медиативных (переговорных) компетенций помогут наладить эффективную работу и взаимодействие сторон. В медиации предпочтение отдаётся интересам конфликтующих сторон и ориентации конфликтующих на заключение соглашения. При этом используются объективные критерии и здравый смысл.
Владимир МАКЕЕНКО Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области №43(1287) от 06.09.2013