Вчера мать одной молодой девушки обратилась к нам с просьбой подготовить дочь по информатике. Дочь не ходит в школу и занимается дома по Skype: просто так безопаснее. Только за последние четыре года в России произошло более десяти случаев кровопролития в школах, которые учинили школьники. Похоже, количество таких происшествий растет, количество жертв уж точно. Правда, никакой системности в обстоятельствах трагедий не прослеживается.
Москва и Подмосковье, Петербург, Пермь, Саратов, Ханты-Мансийск, Брянск, Казань., а теперь и Пермь. Дети из благополучных семей и из проблемных. Хорошие ученики и патологические двоечники. Возраст от 11 лет. Две недели назад еще два случая, всколыхнувшие страну. Пермь, 15 января. Двое старшеклассников ворвались в класс и напали с ножами на учеников четвертого класса и их учительницу. Ранены 15 человек. Улан-Удэ, 19 января. Учащийся девятого класса сначала поджег кабинет седьмого класса, бросив в него бутылку с «коктейлем Молотова», а затем со штык-ножом и топором напал на учительницу и пятерых учеников. Соучастники преступления, два одноклассника 15 и 14 лет, помогали в изготовлении взрывчатки и стояли «на шухере». Шестеро раненых.
Деликатная тема
Говорить о точности статистики школьных происшествий тоже не приходится. Инциденты замалчиваются в центральных СМИ — говорят, боятся подражаний. Тот же случай в Перми. По первоначальной версии Следственного комитета, два школьника подрались между собой, а остальные 13 поранились — чуть ли не только потому, что мимо проходили. Или трагедия в Улан-Удэ. На место срочно вылетел депутат Госдумы от Бурятии и, кстати, бывший министр образования региона Алдар Дамдинов. Кто-нибудь что-то слышал от него об увиденном на месте?
На родине массовых школьных убийств, США (а эта страна занимает первое место в мире в таком неутешительном рейтинге), информация о кровопролитиях в школах, напротив, легко доступна и тиражируется в СМИ. При этом каждый инцидент такого рода расследуется Секретной службой, подчиненной лично президенту, анализируется десятками экспертов, психологов, криминалистов, на выходе появляются новые методики работы с несовершеннолетними и способы выявления преступлений на этапе подготовки. Кто знает, есть ли что-то подобное в России. Если нет, то мы проспим кровавую эпидемию на старте, как это случилось с теми же Соединенными Штатами.
Уроки Колумбайна
Самым известным школьным кровопролитием стал случай в американской средней школе «Колумбайн» в пригороде городка Литлтон, штат Колорадо. Двадцатого апреля 1999 года ученики этой школы Эрик Дэвид Харрис и Дилан Беннет Клиболд расстреляли 13 человек, ранили 37, а затем застрелились сами. Широкий резонанс «Колумбайн» получил не из-за количества жертв — были, увы, случаи более кровавые. И даже снятый по этим событиям художественный фильм «Слон», победивший на Каннском фестивале, тут тоже, пожалуй, ни при чем.
«Колумбайн» стал, если так можно выразиться, «учебным пособием» и для потенциальных преступников — как организовать и осуществить массовое убийство, и для правоохранителей, педагогов и психологов — как не прозевать трагедию. Ведь Харрис начал готовить преступление с 1996 года. Причем практически открыто. Он зарегистрировал сайт, практически открыто . . .
Автор Вахтанг Джанашия
Журнал Эксперт Москва, 07.02.2018
Смертельный урок
ПОЛИТИКА / ТРАГЕДИИ В ШКОЛАХ Российские специалисты не исследуют причины агрессии в школах. Тем временем массовая резня подростков превращается в эпидемию
Обсуждаем тему
Медиация среди подростковых конфликтов призвана предупредить / сгладить конфликты, восстановить разорванные социальные ткани. Помимо карательного подхода в правосудии есть ещё и восстановительный и ряд иных техник способствующих урегулированию подростковых конфликтов. Но спользуются они далеко не всегда: нет специалистов, мотивации, опыта.