Клиенты компании "Ланта-тур вояж" начнут получать компенсации в марте. В столичные и региональные офисы "Ингосстраха" обратились уже тысячи туристов. Страховой компании даже пришлось продлить время работы приемных и привлечь дополнительных сотрудников. В реестре компании "Ланта-тур", который является неполным, на данный момент числится почти 2,5 тысячи человек.
Это россияне, купившие путевки на отдых в период с 28 января по апрель на общую сумму 101 миллион рублей.
Обыкновенная история
Пока туристы оформляют и подают документы, чтобы получить страховые выплаты, представители туристического рынка и эксперты обсуждают ситуацию на этом самом рынке. Все признают: в последнее время случаи, аналогичные тому, что произошло с компанией "Ланта-тур", приобрели регулярный характер. А страдают в итоге наши соотечественники, которые вместо заслуженного и оплаченного отдыха получают испорченные нервы и лишние расходы.
Оказавшись в сложной ситуации за рубежом, россияне зачастую не представляют, что им делать и куда обращаться. В случае каких-то ЧП на массовых направлениях (таких, как Египет или Таиланд) сотрудники консульских отделов, порой, просто физически не успевают решить все вопросы в короткие сроки.
Сидите на чемоданах!
Поэтому туристам и приходится то сидеть на чемоданах в аэропорту, потому что они не могут улететь на Родину, то повторно платить за проживание в гостиницах.
Замглавы межкомиссионной рабочей группы по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Общественной палаты РФ Сергей Марков отмечает: часто наши граждане, попадая за рубеж, оказываются в беззащитной ситуации. "Это миллионы людей, которые зачастую не очень хорошо представляют правовой аспект ситуации, в которой они находятся, не очень представляют страну, в которую они едут. Договоры, которые дают им турагенты, они особо не читают. Как составлена у них медицинская страховка, тоже никто не читает", – отметил Марков.
С медицинской страховкой туристов тоже не все просто. Конечно, всем хочется, чтобы она стоила как можно дешевле, потому что многие туристы вообще пренебрегают ею, и уж тем более не хотят тратить на нее большие деньги. В итоге стоимость медстраховки снижают за счет того, что многие случаи она просто не покрывает. Например, когда ЧП произошло с туристом, находящимся в нетрезвом состоянии. Или когда он получил травму во время спортивных или развлекательных мероприятий.
Отдых повышенного риска
Обострение хронических заболеваний на отдыхе – тоже не страховой случай. Сергей Марков отмечает: турист и не должен быть экспертом в юридических вопросах или специалистом в области туризма. "Необходима слаженная работа совместно многих агентов: это туроператоры, турагенты, которые продают путевки, это авиакомпании и отельеры, это местные власти и наши государственные структуры – Ростуризм и консульская служба. Между ними надо наладить взаимодействие, и лучше всего, если турист этого даже не узнает. Мы должны обеспечить ему такие условия, чтобы он не заморачивался этим взаимодействием", – сказал Марков.
По его словам, Общественная палата здесь с себя ответственности не снимает, но признает лидирующую роль государства в этом вопросе. "Поэтому мы поддерживаем идею, что здесь должна быть увеличена роль Ростуризма. Он должен быть модератором в этом взаимодействии", – добавил Марков.
По его мнению, нужно "уйти от этой безумной идеи, что рынок сам все отрегулирует". "Рынок отрегулирует, но произойдет это лет через 50. В этих условиях большинство стран пошли по другому пути: у них есть мощная система государственного регулирования, и это оказывается значительно дешевле, особенно для добросовестных участников рынка", – рассказал член ОП РФ.
Уровни безопасности для туркомпаний
Марков отмечает: необходима система индикаторов, которая позволяла бы отслеживать, насколько велики долги у туркомпаний. Этот механизм напоминает индикаторы суверенных долгов государств. Или уровни террористической угрозы. Допустим, задолженность у компании – до 25%, это "зеленый" уровень, от 75 до 100% – "красный". Если задолженность более 100%, тут Ростуризм уже должен принимать меры. "Должна быть введена прозрачность уровня долгов компании по отношению к ее годовому обороту. Логично, чтобы это делала какая-то саморегулируемая компания, либо Ростуризм, либо совместно", – считает он.
По его словам, такой мониторинг задолженности позволит, во-первых, избежать такой ситуации, которая произошла с компанией "Ланта-тур" (ей из-за просроченной задолженности банк не выдал кредит). Во-вторых, это даст туристам понимание того, насколько они рискуют, обращаясь к услугам той или иной компании. Кроме того, такого рода мониторинг значительно увеличит кредитоспособность туркомпаний. Ведь чем более прозрачна компания, тем больше банков захотят ее кредитовать. "Но никому не выгодно в одиночку быть прозрачным. Это должна быть общая договоренность участников рынка", – подчеркнул Марков.
А чем "Капитал Тур" лучше?
Сергей Марков уверен: если такая система заработает, то случаи, аналогичные тому, что произошло с "Ланта-туром", станут просто невозможными. Многие участники туристического рынка, а также представители Ассоциации туроператоров России уверены, что банкротство компании не было умышленным. В АТОР надеются, что следствие по делу "Ланты" пройдет в рамках закона.
"Вопросы вызывает то, что следствие активизировалось только при этом банкротстве. Например, руководитель "Капитал Тура" Инна Бельтюкова не должна была доказывать свою невиновность. Несмотря на многочисленные жалобы в полицию, она до сих пор занимается туроператорской деятельностью, а свои долги ни туристам, ни партнерам возвращать не намерена", – отмечают в АТОР. По данным Ассоциации, при банкротстве этой компании пострадало 12 тысяч туристов.
Представители туркомпаний, участвовавшие в сегодняшней пресс-конференции, которая переросла в профессиональную дискуссию, тоже вспомнили про "Капитал Тур" и про то, что клиентам этой компании так ничего и не выплатили. Комментариев экспертов на эту тему не последовало.
СРО как панацея? Мнения разделились
Кстати, в Ассоциации туроператоров тоже заявляют, что исправить ситуацию в российской туриндустрии помогут саморегулируемые организации. Об этом накануне в интервью Вестям.Ru говорила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Но все участники туристического рынка согласны, что СРО – это панацея. Более того, некоторые из них уверены, что такая организация просто не будет работать в нашей стране.
В ходе обсуждения высказывались мнения, что все туркомпании, особенно не очень большие, региональные, невозможно "загнать силком", то есть, административными методами в эти СРО. Представители туркомпаний призвали Общественную палату подумать, для начала, над тем, чтобы урегулировать сначала взаимоотношения между самими участниками туристического рынка. На это Сергей Марков заверил лишь, что "никто никого не будет никуда загонять".
Горький опыт "Ланта-тур": эксперты делают выводы
Автор: Екатерина Логачева