Информационно-коммуникационные технологи обеспечили взрывной рост числа массовых электронных курсов и «зумоподобных» платформ для телеконференций. Искусственный интеллект может успешно выступить в роли преподавателя точных наук, техники, развития навыков программирования — словом, инструментальных знаний. Но это это не значит, что обучение будет интересным. Сделать обучение интересным может только талантливый педагог или преподаватель. Рациональный и эмоциональный интеллект
необходимо тренировать параллельно, а в условиях острого военного противостояния в настоящее время, ещё более важная роль отводится духовному интеллекту.
От учебных кейсов — к наставничеству и практике
В течение рядя лет Сибирский Центр медиации развивает образовательный проект univer.emediator.ru. В далеком 2011г. проект начался с электронного обучения медиаторов в странах постсоветского пространства. Немного позднее была выбрана хорошо известная во всём университетском мире открытая платформа электронного обучения Moodle, впоследствии ставшая популярной и России, и в Казахстане. Выбор в пользу этой системы управления учебным контентом произошел случайно. Студенты-экономисты старшего курса вуза настойчиво попросили не просто пересказать / сравнить Законы «О медиации» Российской Федерации, Республик Беларусь и Казахстан, но и предоставить возможность присутствовать в ходе процедуры медиации на правах наблюдателей или ассистентов. Однако возникает проблема соблюдения принципа конфиденциальности — Как разрешить это противоречие? - С помощью имитационной сессии на основе кейса из практики, удалив персональные данные, модифицировав немного предмет и действующих лиц.
Почему именно видео?
Имитационные сессии и ролевые игры, в которых обучающиеся играют активную роль в качестве медиаторов, сторон спора либо адвокатов очень интересны и могут передать ощущение спонтанности, участия в реальной процедуре медиации [1]. Почему именно видео? - Тренеры и другие участники, могут дать незамедлительную и конкретную обратную связь, которая усиливает преподавательские цели занятия. Видео в качестве учебного пособия не являются заменой для ролевых игр, но может дополнять и расширять обучение от ролевых игр.
Очень полезен инструмент интерактивного контента H5P в Moodle, он позволяет объединить преимущества слайд презентации, коротких клипов и банка вопросов в одном интегральном элементе. Видео можно посмотреть в группе и не только в группе, во время обучения — «живое» видео, когда все участники и наблюдатели доступны, обычно в течение ограниченного времени обучения. Работа с видео, размещенным в интернет может проводится во время учебных занятий, но также может быть назначено в качестве домашнего задания до или после ролевой игры в аудитории, что позволяет обучающимся просматривать видео в удобное время.
Наставничество.
Видео может продемонстрировать опытный тренер, педагог или преподаватель, который демонстрирует техники и стили работы или изучаемые методы. В отличие от профессионально постановленного спектакля, в обучении роли, как правило, исполняют непрофессиональные актеры, и неизбежно будут какие-то положительные и негативные модели поведения и взаимодействия. Выявление ошибок и учёба на них является частью методики преподавания ролевых игр, где есть место и для положительной обратной связи. Сказанное касается не только медиации, но и менеджмента, инновационных технологий, инженерных и технических профессий. В связи с нарастанием военной напряженности в современном мире стали востребованы знания и компетенции, помогающие выживанию гражданского населения, курсы военной подготовки офицеров, знания, направленные на освоение технических и ИТ специальностей. Интерес аудитории смещается от университетского образования в пользу курсов прикладной направленности.
Так, в России появятся более 500 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров, порядка 2,5 тыс. выпускников 30 передовых инженерных школ получат работу в отечественных высокотехнологичных компаниях до конца 2024 года. Об этом сообщила замдиректора департамента госслужбы и административной деятельности Минобрнауки РФ Асият Бабаева в рамках круглого стола «Развитие кадрового потенциала как инструмента повышения обороноспособности страны в условиях санкционного давления и СВО», прошедшего в Ростове-на-Дону.
Если видео клип релевантен обсуждаемой конфликтной ситуации, то он обладает потребительской ценностью — он может стать квантом социального взаимодействия, и напротив, основной поток информации в современном мире представляет собой информационный шум, т. е. Продукт сомнительного качества и зачастую даже вредный. Когда смысловой фрейм (видео) соответствует обсуждаемому контексту, (релевантный контент) - тогда обеспечиваются особенно эффективные условия для коммуникаций и рефлексии.
От учебных сессий к практике
Помимо учебного направления сфера возможного применения учебных платформ - это деловые переговоры и разрешение конфликтов, путем переговоров, медиации, арбитража и др. альтернативных методов. Преимущества заключаются в дистанционном характере сессий диалога, с возможностью. интерактивного взаимодействия как в режиме реального времени, так и асинхронно с помощью форумов, тестов заданий с упором на видео-контент.
Отличительные черты данного подхода:
1. синтез наряду с речью невербального взаимодействия участников диалога без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы; интонации, жесты, мимику, пантомимику изменение мизансцены общения;
2. одновременная передача изображения наряду с обсуждаемой текстовой, графической, звуковой и видео информации участникам диалога;
3. структурированный процесс диалога участников, использование медиативных техник под управлением модератора или медиатора, возможность управления фокусом внимания, поддержки образцов конструктивного взаимодействия, нарративный подход;
4. возможность проведения конфиденциальных кокусов и пре-кокусов в режиме реального времени с избранными участниками;
5. акцент на релевантный видео сюжет обсуждаемым вопросам в форуме, задании, тесте. Группировка большого числа видео сюжетов с помощью созданных списков, библиотек, баз данных с возможностью индексирования и поиска по ряду ключей (буквенно — цифровые выражения, даты, математические формулы)
6. возможность проведения «мозговых штурмов» благодаря активной вовлеченности участников, их со-авторству в создании разнообразного контента, как текстового, так и аудио-видео.
7. стимулирование спонтанности творческого поиска, нахождение наилучших вариантов разрешения проблем, совершенствования профессиональных техник в работ и обучении.
Представим себе, какие социальные сферы получат толчок для развития благодаря рассматриваемой социальной технологии? Данная технология позволяет легко запротоколировать в наглядной для восприятия форме достигнутые договоренности, результаты совещания, трудовое соглашение или результаты аттестации, распоряжения и др. В случае использования электронной подписи или её аналога, произнесенные перед веб-камерой или смартфоном условия соглашения будут иметь силу письменной сделки в силу п. 2. ст. 160 ГК РФ (аналогичные нормы есть в гражданских кодексах Республики Казахстан и Республики Беларусь) и станут основанием для возникновения, изменения, прекращения юридических прав и обязанностей, что обеспечивает требуемую временем динамику хозяйственной деятельности, способствует быстрому и неформальному разрешению споров в ряде деловых и социальных сфер. Этот способ диалога помогает обеспечить динамизм в сфере гражданских и социальных отношений, онлайн разрешения споров.
Заключение
Автор испытал изложенную социальную технологию на практике в сферах:
• Медиация и разрешение международных конфликтов онлайн;
• Заключение мировых соглашений на стадии исполнительного производства;
• В сфере деловых услуг;
• В сфере международных научных конференций;
• Для организации телемостов с др. городами и странами;
потенциально возможные сферы применения:
• В сфере социальных услуг;
• В сфере оказания государственных услуг и др.
Интересно отметить, что описанные выше видео-фреймы идеально подходят для уплотнения положительной истории взаимодействия конфликтующих сторон. (Монк и Уинслейд [2]), являясь практическим инструментом для воплощением концепции фрейминга и рефрейминга Грегори Бейтсона [3].
Литература, ссылки
1. Robert Smith Teaching Videos in Mediation Training: Why Use Them and How To Do it Well (9/21/12)
2. Дж Монк и Дж. Унинслейд. Нарративная медиация. М., 2010.
3. Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. Д. Я. Федотова, М. П. Папуша. - М.: Смысл, 2000.
* * *