Когда мне было 27 лет, я сменила очень ответственную работу в сфере управленческого консалтинга на работу, которая была еще более ответственной: преподавательскую. Я стала преподавать математику семиклассникам в государственных школах. И, как любой учитель, я проводила викторины и тесты. Я раздала домашние задания. Когда работа вернулась, я подсчитала оценки. Что меня поразило, так это то, что IQ был не единственной разницей между моими лучшими и худшими учениками.
Нам нужно гораздо лучше понимать учеников
У некоторых из моих самых успешных учеников не было заоблачных показателей IQ. У некоторых из моих самых умных детей дела шли не так хорошо. И это заставило меня задуматься. Конечно, то, что нужно выучить в седьмом классе по математике, — это сложно: дроби, десятичные дроби, площадь параллелограмма. Но эти понятия не являются чем-то невозможным, и я была твёрдо убеждна, что каждый из моих учеников мог бы выучить материал, если бы усердно и долго работал.
После ещё нескольких лет преподавания я пришла к выводу, что в образовании нам нужно гораздо лучше понимать учеников и процесс обучения с точки зрения мотивации, с психологической точки зрения. В образовании единственное, что мы умеем измерять лучше всего, — это IQ. Но что, если успехи в школе и в жизни зависят от чего-то большего, чем от вашей способности быстро и легко учиться?
Поэтому я ушла из класса и поступил в аспирантуру, чтобы стать психологом.
Я начал изучать детей и взрослых в самых разных сложных условиях, и в каждом исследовании я задавался вопросом: кто здесь добивается успеха и почему? Мы с моей исследовательской группой отправились в Военную академию Вест-Пойнт. Мы пытались предсказать, кто из курсантов продолжит военную подготовку, а кто бросит учёбу. Мы отправились на Национальное соревнование по правописанию и пытались предсказать, кто из детей пройдёт дальше всех в соревновании. Мы изучали учителей-новичков, работающих в очень неблагополучных районах, и задавались вопросом, кто из них останется в школе к концу учебного года, а кто из них будет наиболее эффективен в улучшении результатов обучения своих учеников? Мы сотрудничали с частными компаниями и задавались вопросом, кто из этих продавцов сохранит свою работу? И кто будет зарабатывать больше всего? Во всех этих совершенно разных контекстах одна характеристика оказалась важным фактором успеха. И это был не социальный интеллект. Это была не внешность, не физическое здоровье и не IQ. Это была целеустремлённость.
Целеустремлённость — это страсть и упорство в достижении очень долгосрочных целей. Целеустремлённость — это стойкость. Целеустремлённость — это стремление к своему будущему изо дня в день, не только неделю, не только месяц, но и годы, и упорная работа, чтобы это будущее стало реальностью. Целеустремлённость — это жизнь, как марафон, а не спринт.
Несколько лет назад я начала изучать упорство в чикагских государственных школах. Я попросила тысячи старшеклассников заполнить анкеты на упорство, а затем больше года ждал, кто из них закончит школу. Оказалось, что у более упорных детей было значительно больше шансов окончить школу, даже если я сравнивал их по всем характеристикам, которые мог измерить, таким как доход семьи, результаты стандартизированных тестов, даже по тому, насколько безопасно дети чувствовали себя в школе. Так что упорство важно не только в Вест-Пойнте или на Национальном конкурсе по правописанию. Оно важно и в школе, особенно для детей, которые рискуют бросить учёбу.
Для меня самое шокирующее в упорстве — это то, как мало мы знаем, как мало наука знает о том, как его развивать. Каждый день родители и учителя спрашивают меня: «Как развить упорство у детей? Что я могу сделать, чтобы привить детям трудолюбие?» Как мне поддерживать их мотивацию в долгосрочной перспективе?» Честно говоря, я не знаю.
Но я знаю, что талант не делает вас упорным. Наши данные ясно показывают, что есть много талантливых людей, которые просто не выполняют свои обязательства. На самом деле, согласно нашим данным, упорство обычно не связано или даже обратно пропорционально связано с показателями таланта.
Мышление роста?
До сих пор лучшей идеей, которую я слышал ао том, как воспитать в детях упорство, было так называемое «мышление роста». Это идея, разработанная в Стэнфордском университете Кэрол Дуэк, которая заключается в убеждении, что способность к обучению не является неизменной, что она может меняться в зависимости от ваших усилий. Доктор Дуэк показала, что когда дети читают и узнают о мозге и о том, как он меняется и развивается в ответ на трудности, они с большей вероятностью будут упорствовать, когда терпят неудачу, потому что не считают, что неудача — это навсегда.
Таким образом, установка на рост — отличная идея для развития упорства. Но нам нужно больше. И на этом я закончу своё выступление, потому что мы подошли к этому. Это работа, которая стоит перед нами. Нам нужно взять наши лучшие идеи, нашу самую сильную интуицию и проверить их. Нам нужно понять, добились ли мы успеха, и быть готовыми к неудачам, ошибкам, начать всё сначала, извлекая уроки.
Другими словами, нам нужно быть настойчивыми в том, чтобы сделать наших детей более настойчивыми.