На прошедшей неделе в наш Центр обратилась молодая женщина Татьяна. Она состояла в гражданском браке, и теперь вынуждена подать на взыскание алиментов с бывшего гражданского супруга. Сложность ситуации в том, что свидетельстве о рождении, в графе «отец» стоит прочерк. Хотя отец дочери продолжает с нею встречаться, но «прочерк» сильно затрудняет судебные способы защиты прав ребенка.
Обыкновенная история
По статистике каждый третий заключенный гражданский брак у нас в стране распадается. Законодатели серьезно обсуждают возможность уравнивания т. н. Гражданского брака и брака зарегистрированного в органах ЗАГС. Хотя есть и другое мнение: проблему семьи и защиты детей трудно решить одним лишь принятием закона. Нужно создавать хорошие социальные условия, вести пропаганду здорового образа жизни, сделать доступным жилье и образования, обеспечить равные возможности в развитии творческих способностей и т. д.
Возвращаясь к жизненной ситуации, заметим, что мы подготовили для Татьяны как заявление о выдаче судебного приказа, так и исковое заявление о взыскании алиментов. На этапе приема документов в суд с Татьяны сразу потребовали проведение молекулярно-генетической экспертизы (это ~20 000 руб.) на предмет установления факт отцовства. Такое требование судебной канцелярии неправомерно.
Экспертиза — дело добровольное,
она назначается по заявлению стороны уже в самом судебном процессе, круг вопросов и выбор кандидатуры эксперта / экспертного учреждения обсуждается сторонами, но решение принимает суд. Кроме того, если происходит уклонение отца от экспертизы или отказ заявителя, в данном случая Татьяны оплачивать экспертизу, то может быть расценено судом как доказательство опровержения и установления факта отцовства ребенка в зависимости от того какая из сторон спора вела себя недобросовестно. Сложно? - конечно сложно! Но начинать нужно с самого простого: оспаривает ли гражданский супруг Татьяны то, то он является отцом дочери? Возможно, что мать и отец ребенка достигнут согласия по этому обстоятельству - и тогда отпадет необходимость в самой дорогостоящей экспертизе.
Т.е. суд должен принять любое заявление (для этого его можно послать заказным письмом) от гражданина и начать подготовку к судебному разбирательству. Здесь предусматриваются примирительные процедуры и медиация.
На стадии медиации можно достичь соглашение по алиментам, удостоверить его нотариально, можно заключить также соглашение о регламенте отношений с ребенком. Последнее заключается в простой письменной форме например по итогам медиации.
И тогда у сторон спора отпадает необходимость хождения по судам, равно как и заказа дорогостоящих экспертиз.
Почему же Татьяне и ее супругу не пойти на медиации сразу?
Порою для этого недостаточно побудительных причин. Если отцу ребенка можно легко уклоняться от диалога, то он не придет и на медиацию. Судебная альтернатива спора заставила бы его следовать примирительным процедурам, а не уклоняться от них. Но для этого правосудие должно быть действенным, доступным. Попробуйте догадаться в какой именно суд обратиться: общий или мировой? как правильно проставить цену иска по взысканию алиментов? Куда уплатить госпошлину?
Любая ошибка в заданных вопросах влечет возвращение искового заявления или задержки на долгие недели — месяцы. В этой ситуации медиация между супругами может откладываться долгими месяцами. Словом, медиация — это гибкая процедура, с богатыми возможностями, но она в этом случае работает комплиментарно (т. е. Дополнительно к традиционным судебным процедурам.
Чтобы быть счастливым в семейной жизни,
надо следить за тем, что мы говорим и делаем, считает Папа Римский Франциск. "Используйте в общении фразы "Могу ли я?", "Спасибо" и "Извини". Это ключ к созданию крепкой семьи. Эти простые слова легко произнести, но сложно научиться постоянно использовать. Но когда вы игнорируете их, отсутствие этих фраз может пошатнуть основы вашей семьи, что может привести к ее распаду. Когда эти слова ... произносятся не формально, а искренне, от всего сердца, в семье воцаряется любовь, они укрепляют семейную жизнь".
Слишком быстро
Сегодня каждый третий заключенный гражданский брак у нас в стране распадается. Но понятие "церковный брак" воспринимается как повышенный знак надежности. Реальность и здесь может преподносить самые разные сюрпризы, но все-таки церковный брак - прошедший через Таинство венчания - предполагает куда более серьезное отношение к брачному союзу. И венчаться и развестись в церковном браке гораздо труднее.
Патриарх Кирилл: Верующий человек силен, им трудно манипулировать
Проект документа "О церковном браке" содержит в себе много интересных и важных разъяснений. Одно из таких важных разъяснений связано с тем, что многие ревнители благочестия "не по разуму" обзывают "блудом" не венчанные, но законные - по гражданскому законодательству - браки. Супругам, прожившим десятки лет в таком браке, чуть ли не объявляют, что они "как блудники" не имеют право причащаться. Проект уточняет, что такой брак не считается "греховным сожительством", а супругов нельзя отлучать от таинств в православных храмах. Хотя такие семьи достойны "особого попечения", и им надо разъяснить все о должном браке.
Так называемый гражданский брак
без регистрации в ЗАГСе, долго считавшийся модным среди молодежи, не благословляется венчанием. "Нерасписанных" венчают только в очень особенных случаях - каких, уточняется в документе.
Венчаться с нехристианами нельзя. С христианами других конфессий - католиками, протестантами, членами древних восточных церквей (Армянской апостольской и Эфиопской православных церквей, а также коптских и сиро-яковитских общин) венчание возможно при условии, если брак будет благословлен в православной церкви, а дети будут воспитываться в православной вере.
Еще из Послания апостола Павла известно, что разорять уже сложившийся брак с человеком другой веры нельзя. "Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его", - писал апостол Павел. К лицам, находящимся в таком браке, проявляется "пастырское снисхождение".
Патриарх Кирилл: Крещение Руси стало "глубинным сломом старой жизни"
Церковный брак труднее расторгнуть, чем светский. Для этого нужны весьма веские основания. Такие, как "отпадение одного из супругов от православия", "прелюбодеяние одного из супругов", "злонамеренное оставление одного супруга другим", "заболевания одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, хроническим алкоголизмом или наркоманией". Поводом для развода может стать совершение женой аборта при несогласии мужа или, наоборот, принуждение жены к искусственному прерыванию беременности.
Решение о разводе принимает епархиальный архиерей. Он же выдает свидетельство о признании церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчания во втором и третьем браке. Наличие решения светских органов власти о расторжении брака, отмечают авторы документа, "не отменяет" для церковной власти необходимости "самостоятельного суждения и собственного решения" о случившемся - по Священному писанию и церковным канонам.
- На мой взгляд, сегодня самое важное - это не регламентация, по каким причинам можно, а по каким нельзя венчаться или разводиться, - комментирует проект для "РГ" член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, руководитель церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергей Кравец. - Мы же живем не в условиях царской России, когда решение Церкви о браке влекло очень серьезные правовые последствия, связанные и с наследством, и со статусом детей, и со статусом разводящихся. Сейчас такие последствия не наступают. Поэтому куда важнее сегодня попробовать изменить современный тренд на превращение брака во временное сожительство.
Самая важная проблема сегодня, по мнению Сергея Кравца, психологическая неготовность к браку людей, особенно молодых и вступающих в него первый раз. "Опросы показывают, что процент разводов по этой причине выше, чем по причине алкоголизма или насилия в семье. Браки, которые распадаются в первые годы (а таких стало очень много) разрушаются из-за неготовности к браку. Эта неготовность усиливает легкомысленное отношение к браку - люди не расценивают его как союз, заключаемый до конца жизни или на многие годы. Это брак на пробу: вот, попробуем так".
Укрепляется представление о браке как о том, что можно много раз поменять. "Уж не говорю о том, что решения о браке принимаются сегодня и из соображений комфорта и удобств, связанных с ним. Все чаще - раньше этого не было - причиной расторжения браков называют выявление меркантильных намерений в браке у одного из супругов. Брак, один из традиционных институтов, дающих человеку наибольшую устойчивость, попал под угрозу. И причина в нас самих. И прежде всего в главенстве психологии комфорта и потребления".
Брак в таких случаях становится одним из признаков потребления. Девушки очень хотят выйти замуж из соображений престижа, мальчики ждут от брака изменений бытовых условий жизни, а кончается все тяжело, считает Сергей Кравец.
Церковный же брак требует подготовки. "Если нам удастся добиться перед венчанием реальной внутренней подготовки к этому таинству, если священник сможет серьезно поговорить об этом, это будет очень важным делом", - подчеркивает наш собеседник. Он считает, что надо сосредоточить внимание на долговременной настоящей психологической подготовке к браку.
"Российская газета" - Федеральный выпуск №6749 (178)